Черные дыры: Рождение без взрыва? Новый взгляд на физику процесса благодаря VFTS 243

В глубинах галактики, среди мириад звезд, скрывается необычная двойная система VFTS 243. Она привлекает внимание астрофизиков, поскольку черная дыра в этой системе, вероятно, образовалась без грандиозного взрыва сверхновой, бросив вызов традиционным представлениям о смерти звезд.

Звезда на фоне VFTS 243, вольная интерпретация

VFTS 243 состоит из массивной черной дыры, масса которой примерно в 10 раз превышает массу нашего Солнца, и обычной звезды, вращающейся вокруг нее по орбите, близкой к круговой. Эта конфигурация, наряду с массой черной дыры, намекает на необычный сценарий ее рождения — полный коллапс звезды-предка без традиционного взрыва сверхновой.

Как же это возможно? Ключ к разгадке этой космической загадки, как предполагают ученые, скрывается в крошечных частицах, называемых нейтрино. Они чрезвычайно слабо взаимодействуют с материей, проникая сквозь звезды и галактики, словно призраки. Но именно нейтрино, как полагают астрофизики, играют главную роль в гибели массивных звезд и рождении черных дыр.

Когда ядро звезды, намного превосходящей по размерам наше Солнце, истощает свои запасы ядерного горючего, оно больше не может противостоять собственной гравитации и начинает схлопываться. В процессе этого коллапса, называемого гравитационным, выделяется огромное количество энергии, часть которой уносится нейтрино. Устремляясь прочь из умирающей звезды, нейтрино могут передать новорожденной черной дыре «толчок», отбрасывая ее в сторону. Этот «толчок», или «natal kick», может быть настолько сильным, что черная дыра становится «беглянкой», устремляясь сквозь галактику с огромной скоростью.

Ограничения на толчок от VFTS 243. На этом рисунке показано распределение вероятностей соответствия текущему орбитальному периоду, эксцентриситету и системной скорости VFTS 243 при некоторой потере массы (dM) и величина толчка (kick) после образования ЧД. На тепловой карте более темные (светлые) области указывают на более высокую (меньшую) вероятность для определенного dM−v kick для воспроизведения орбитальной конфигурации VFTS 243. В заштрихованной синей области, ограниченной сплошными синими вертикальными линиями, показаны оценки снижения потери массы нейтрино по звездным моделям предшественников ЧД. На боковых панелях отображаются маргинальные функции распределения вероятностей (PDF, серые гистограммы) и кумулятивные функции распределения (CDF, красные кривые). CDF (dM=1.0M⊙)=КДФ ( kick=10 км/s)=0.68, мы приходим к выводу, что предпочтительны решения с низкой потерей массы и небольшими натальными толчками. Пик маргинализированного распределения приходится примерно на dM=0.3M⊙ и v kick=4 км/s, что согласуется с решением, в котором уменьшение массы происходит исключительно за счет излучения нейтрино.
Автор: Alejandro Vigna-Gómez, Reinhold Willcox, Irene Tamborra, Ilya Mandel, Mathieu Renzo, Tom Wagg, Hans-Thomas Janka, Daniel Kresse, Julia Bodensteiner, Tomer Shenar, and Thomas M. Tauris Phys. Rev. Lett. 132, 191403 — Published 9 May 2024 DOI: https://doi.org/10.1103/PhysRevLett.132.191403 Источник: journals.aps.org

Анализ системы VFTS 243 показал, что черная дыра получила лишь очень слабый «толчок» — всего 4 км/с. Для сравнения, нейтронные звезды, другой тип компактных объектов, образующихся в результате гибели звезд, могут получать «толчки» в сотни километров в секунду. Слабый «толчок» VFTS 243 говорит о том, что коллапс звезды-предка был исключительно симметричным. Нейтрино, вылетая из коллапсирующего ядра, распределились равномерно, не создав заметного импульса в одном направлении.

Открытие VFTS 243 подтверждает теоретические модели, предсказывающие возможность образования черных дыр без традиционного взрыва сверхновой. Это открывает новые перспективы в изучении гибели массивных звезд и проливает свет на разнообразие путей, которыми могут формироваться черные дыры.

VFTS 243 — не единственная двойная система с черной дырой, но она представляет особый интерес для астрофизиков благодаря своей необычной истории образования. Она дает уникальную возможность заглянуть в мир нейтрино, этих неуловимых частиц, которые играют ключевую роль в эволюции звезд и галактик.

Изучение VFTS 243 и других подобных систем позволит нам лучше понять, как эволюционируют двойные системы после смерти одной из звезд, и какие факторы влияют на образование черных дыр. Возможно, это приблизит нас к пониманию самых энергетических событий во Вселенной — слияний черных дыр, которые сотрясают пространство-время, порождая гравитационные волны, улавливаемые земными детекторами.

Почему ученые считают, что черная дыра в VFTS 243 родилась без взрыва сверхновой? Разве это вообще возможно?

Да, это возможно. Ученые обратили внимание на два фактора: во-первых, орбита звезды вокруг черной дыры близка к круговой. Если бы черная дыра получила сильный «толчок» при рождении, орбита была бы более вытянутой. Во-вторых, масса черной дыры составляет около 10 солнечных масс. Теоретические модели показывают, что такие массивные черные дыры могут образовываться в результате полного коллапса звезды без взрыва.

Нейтрино — такие крошечные частицы. Как они могут повлиять на движение целой черной дыры?

Хотя нейтрино очень легкие, они рождаются в огромных количествах при коллапсе звезды. Каждый нейтрино уносит с собой небольшую порцию энергии и импульса. И если излучение нейтрино не симметрично, черная дыра получает «толчок» в противоположную сторону. Это похоже на отдачу от выстрела из ружья.

Вопрос: Какое значение имеет открытие VFTS 243 для астрофизики?

VFTS 243 — это не просто еще одна черная дыра. Это уникальная система, которая бросает вызов нашим представлениям о смерти звезд. Она подтверждает, что черные дыры могут рождаться тихо, без грандиозных взрывов. Это также подчеркивает важность нейтрино в процессах звездной эволюции. Изучая VFTS 243 и другие подобные системы, мы можем узнать больше о жизни и смерти звезд, а также о таинственных нейтрино, которые несут в себе информацию о самых экстремальных явлениях во Вселенной.