Ученые выявили источники марсианских метеоритов с помощью анализа ударных кратеров

Марс, овеянный мифами и легендами, испокон веков притягивал взгляды землян. Сегодня, благодаря развитию космических технологий, мы можем изучать его не только издалека, но и «вблизи» — с помощью марсоходов, орбитальных аппаратов и, как ни удивительно, метеоритов. Да, Марс сам приходит к нам, отправляя на Землю посланников из далекого прошлого.

Марсианские метеориты — это настоящие капсулы времени, хранящие в себе бесценные сведения о геологической истории, составе и, возможно, даже о существовании жизни на Красной планете. Эти космические странники, преодолевшие миллионы километров, являются фрагментами марсианской поверхности, выброшенными в космос в результате мощных столкновений с астероидами.

Каждый такой метеорит — уникальный объект, позволяющий ученым заглянуть вглубь марсианской истории. Изучая их состав, минералогию, изотопный состав и следы ударного метаморфизма, исследователи могут реконструировать процессы, происходившие на Марсе миллиарды лет назад.

Марсианский метеорит, иллюстрация
Автор: ИИ Copilot Designer//DALL·E 3 Источник: www.bing.com

Однако до недавнего времени оставалось неясным, откуда именно прилетели эти посланцы. Связать конкретные метеориты с определенными регионами Марса было крайне сложно.

Новое исследование, опубликованное в августовском номере журнала Science Advances, проливает свет на эту запутанную историю. Международная команда ученых из Канады, США, Австралии и Великобритании, взялась за расследование происхождения марсианских метеоритов.

В своей работе ученые сосредоточились на восьми группах метеоритов, сформировавшихся в амазонский период, охватывающий последние 3 миллиарда лет истории Марса. В ходе исследования были использованы данные о возрасте метеоритов, полученные методом анализа воздействия космических лучей, а также информация о возрасте и структуре марсианских кратеров, полученная с помощью орбитальных аппаратов и методов кратерной хронологии.

Модельные возрасты кандидатов в кратеры и окружающего их грунта в сравнении с диапазоном возрастов CRE и кристаллизации групп марсианских метеоритов. Ударные кратеры в легенде отсортированы по размеру, а модельные возрасты четырех самых маленьких кратеров (*) взяты из интервала рекуррентного образования, предполагая, что они являются самыми молодыми кратерами своего размера, образовавшимися на марсианской поверхности. Планки ошибок получены из количества кратеров, а более широкие неопределенности для возраста модели удара учитывают произвольный фактор в статистических неопределенностях. Косые линии иллюстрируют ожидаемое отклонение модельных возрастов при учете различных скоростей кратерообразования. Группы метеоритов, связанные с конкретными кратерами, показаны пунктирными рамками: группа 1 = Чакпар; группа 2 = Тутинг; группа 3 = Домони; группа 4 = Коринто; группа 7 = Котка
Автор: Christopher D. K. Herd et al., The source craters of the martian meteorites: Implications for the igneous evolution of Mars.Sci. Adv.10,eadn2378(2024).DOI:10.1126/sciadv.adn2378 CC-BY 4.0 Источник: www.science.org

Для анализа использовались высокоточные цифровые модели рельефа Марса, позволяющие идентифицировать и датировать ударные кратеры. Особое внимание уделялось хорошо сохранившимся кратерам с характерными признаками молодости — например, наличием лучевых систем или следами ударного расплава. Такие кратеры указывают на недавние мощные столкновения, способные выбросить материал с поверхности Марса.

Ученые применили и другой метод — моделирование ударных процессов. С помощью компьютерных моделей они воспроизводили столкновения астероидов с марсианской поверхностью, варьируя параметры удара, такие как скорость, угол падения и размер астероида. Это позволило оценить условия, необходимые для выброса метеоритов с заданными характеристиками.

Сравнивая полученные данные с информацией о возрасте и структуре марсианских кратеров, исследователи смогли определить наиболее вероятные источники метеоритов. В результате кропотливой работы были выявлены четыре кандидата — кратеры Чакпар, Тутинг, Домони и Котка. Интересно, что два из них расположены в вулканическом регионе Элизий, а два — в Тарсисе, другой вулканически активной области Марса.

Расположение кратеров-кандидатов на места выброса марсианских метеоритов. Красными точками обозначены кратеры, предполагаемые для запуска обедненных оливин-фировых шерготитов, выброшенных 1,1 млн лет назад, и брекчии реголита: Tooting и Karratha, соответственно. Фон: Заштрихованный рельеф орбитального лазерного альтиметра Марса. Белыми точками отмечены предпочтительные кандидаты, обсуждаемые в данном исследовании; синими точками — хорошо сохранившиеся кратеры и потенциальные кандидаты на выброс материала, который не может быть связан ни с одним из известных в настоящее время метеоритов. Четыре предпочтительных кандидата (кроме Тутинга) показаны по отдельности. Для каждого кратера слева показано распределение плотности кратеров, обнаруженных CDA (32, 33, 36); цвета указывают на плотность кратеров определенного диаметра (синий — от 25 до 75 м; зеленый — от 75 до 150 м; красный — от 150 до 300 м). Справа от каждого из них — крупный план, показывающий каждый кратер на данных дневной системы ИК-тепловидения.

Это открытие — ключ к пониманию эволюции Красной планеты. Связывая конкретные метеориты с определенными регионами Марса, мы можем:

• Восстановить вулканическую историю: Подобно тому, как археологи изучают черепки древних сосудов, ученые анализируют состав метеоритов, чтобы понять, какие вулканические процессы происходили в разных регионах Марса и как менялась его магматическая активность с течением времени.
  • Исследовать разнообразие магматических источников: Химический и изотопный состав метеоритов свидетельствует о том, что магма, из которой они образовались, имела разный состав в разных регионах Марса. Это может указывать на гетерогенность марсианской мантии и сложные процессы, происходящие в ее недрах.
  • Уточнить хронологию марсианской истории: Сравнивая возраст метеоритов с возрастом кратеров и окружающих их пород, можно уточнить скорость образования кратеров на Марсе и, следовательно, скорректировать хронологию его геологической истории.

Кроме того, исследование показало, что некоторые кратеры, возможно, выбросили материал, который еще не был найден на Земле. Это открывает захватывающие перспективы для будущих исследований и поиска новых марсианских посланцев, которые, возможно, хранят в себе ответы на самые интригующие вопросы о Красной планете.