Ученые озадачены: материалы подчиняются "правилу четырех", но почему?

Представьте себе, что вы стоите на пороге великой тайны, скрытой в самом сердце материи. Тайны, которая бросает вызов нашим представлениям о строении мира и заставляет переосмыслить фундаментальные законы химии. Именно в такой ситуации оказались ученые, столкнувшиеся с необъяснимой закономерностью, получившей название «Правило Четырех».

Это правило, подобно загадочному шифру, проявилось в двух обширных базах данных, хранящих информацию о тысячах материалов, как реальных, так и теоретических. Оказалось, что в подавляющем большинстве случаев (около 60%) мельчайшие структурные единицы материалов — примитивные ячейки — содержат количество атомов, кратное четырем. Словно невидимая рука дирижера, таинственное правило диктует строение материи, от простых минералов до сложных органических молекул.

Первым делом ученые бросились проверять все возможные улики. Может быть, это просто ошибка в программном обеспечении, используемом для анализа структур? Или, возможно, виноват вездесущий кремний, чья способность связываться с четырьмя другими атомами известна каждому химику? Но нет, ни одно из этих предположений не выдержало проверки фактами.

Два набора данных (Materials Project (MP)11 и база данных «источник» трехмерных кристаллических структур Materials Cloud (MC3D-source)) содержат непропорционально большое количество (окрашено в красный цвет) соединений с примитивной элементарной ячейкой, содержащей кратные 4 атомы. nRoF характеризует количество структур в наборах данных, которые подчиняются правилу четырех, а nnon-RoF — те, которые не подчиняются. Распределения нормализованы.
Автор: Gazzarrini, E., Cersonsky, R.K., Bercx, M. et al. The rule of four: anomalous distributions in the stoichiometries of inorganic compounds. npj Comput Mater10, 73 (2024). https://doi.org/10.1038/s41524-024-01248-z (CC-BY 4.0) Источник: www.nature.com

Тогда исследователи обратились к энергетическим характеристикам материалов, надеясь, что стабильность структур каким-то образом связана с «Правилом Четырех». Увы, и здесь их ждало разочарование. Ни связь с энергией образования, ни анализ симметрии не смогли пролить свет на загадку.

Модель регрессирует на энергию образования на атом. Три графика содержат одни и те же данные, представленные вверху с помощью плотности распределения вероятности ядра (подмножество RoF окрашено в красный цвет, а не RoF — в синий), окрашенные в соответствии с классификацией подмножества (внизу слева) и в соответствии с энергией образования на атом (внизу справа).

Неужели природа играет с нами в прятки, оставляя нам лишь набор необъяснимых фактов? Вовсе нет. Ученые, используя мощь машинного обучения, создали алгоритм, способный с высокой точностью предсказывать, будет ли материал подчиняться «Правилу Четырех». Это означает, что в структуре материалов существуют скрытые закономерности, которые пока ускользают от нашего понимания.

Подобно тому, как расшифровка Розеттского камня открыла дверь в мир древнеегипетской цивилизации, разгадка «Правила Четырех» может привести к революции в материаловедении. Представьте себе возможность создавать материалы с заданными свойствами, просто манипулируя количеством атомов в их структуре! Это открывает перед нами невероятные перспективы — от создания сверхпрочных и легких материалов до разработки новых источников энергии.

«Правило Четырех» — это не просто научный курьез, это вызов нашему интеллекту и приглашение к дальнейшему исследованию. Это напоминание о том, что мир полон тайн, ждущих своего часа, чтобы быть раскрытыми.