Сверхмассивные темные звезды: разгадка тайны сверхмассивных черных дыр?

Вглядываясь в глубины космоса, мы стремимся заглянуть в прошлое, к самому началу. Эпоха, последовавшая за темными веками, — время рождения первых звезд — окутана тайной. Но наука не стоит на месте, и космический телескоп Roman (RST), запуск которого запланирован на ближайшие годы, может пролить свет на одну из самых интригующих загадок ранней Вселенной — супермассивные темные звезды (СМТЗ).

Темная звезда, вольная интерпретация

Представьте себе звезду, состоящую в основном из водорода и гелия, но питаемую не ядерным синтезом, а темной материей. Да, именно той таинственной субстанцией, составляющей около 85% массы Вселенной. СМТЗ — гипотетические объекты, рожденные на заре космоса, которые могут достигать колоссальных размеров и яркостей, превосходя в этом отношении даже самые массивные звезды, известные нам.

Откуда берутся темные звезды?

Согласно теории, в центрах небольших гало темной материи, где плотность материи чрезвычайно высока, могут образовываться облака молекулярного водорода. Обычно из них рождаются обычные звезды, но если в игру вступает темная материя, сценарий может измениться. Взаимодействуя друг с другом, частицы темной материи выделяют энергию, которая нагревает облако водорода, препятствуя его коллапсу. В результате вместо обычной звезды рождается темная звезда, внутри которой происходит аннигиляция частиц темной материи.

Образцы изображений 2farcs2 x 2farcs2 нелинзированных SMDS, образовавшихся в результате захвата, в сравнении с молодыми звездными галактиками: На верхних горизонтальных панелях показаны смоделированные изображения 106 M⊙ SMDS, образованных при zform = 15 путем захвата DM. Остальные три строки — это смоделированные изображения молодых (1 млн лет) галактик типа, обозначенного рядом с каждой строкой. Предполагается, что все объекты излучают свет при zemi = 12 и имеют одинаковый поток в полосе F184, согласно нашему критерию сравнения. Все изображения смоделированы в римских фильтрах WFI f129, f158, f184 и f213 с экспозицией 106 с. График окрашен в холодно-теплой шкале по значению S/N, а цветовая полоса справа от каждой строки показывает относительное значение S/N для каждой из соответствующих горизонтальных панелей.
Автор: Saiyang Zhang et al 2024 ApJ 965 121 DOI 10.3847/1538-4357/ad27ce CC-BY 4.0 Источник: iopscience.iop.org

СМТЗ, как и обычные звезды, растут за счет аккреции окружающего вещества. Но благодаря низкой температуре поверхности и слабому излучению, они способны достигать невероятных размеров — до миллиона масс Солнца — и яркостей, сравнимых со светом миллиарда обычных звезд.

Как увидеть невидимое?

Обнаружить СМТЗ — задача не из легких. Они находятся на огромном расстоянии от нас, а их излучение, в основном инфракрасное, поглощается межзвездной пылью. Однако, RST, с его широким полем зрения и чувствительностью к инфракрасному диапазону, имеет все шансы увидеть эти загадочные объекты.

Ученые полагают, что СМТЗ могут проявлять себя как фотометрические «выпадения»: объекты, видимые в одном диапазоне длин волн, но исчезающие в соседнем, более коротковолновом. Это происходит из-за поглощения излучения нейтральным водородом в межгалактической среде. Анализируя такие «выпадения», можно оценить расстояние до объекта и его свойства.

Оценка эффективного углового размера в случае линзированных объектов, рассматриваемых RST, с помощью симуляционных изображений, созданных с помощью кода Pandeia. Для демонстрации мы предположили большой фактор линзирования μ = 100 и zemi = 12 для всех объектов. На двух левых панелях мы используем для моделирования изображения SMDS размером 106 M⊙, сформированную из AC, а на правой панели показана галактика типа C популяции III.1 с возрастом 1 млн лет. Масса и, следовательно, внутренний размер галактики выбраны таким образом, чтобы величина галактики в представленной здесь полосе (F184) соответствовала величине SMDS. Чтобы оценить эффективный размер каждого объекта, мы берем срез, ограниченный красными линиями (верхняя строка), чтобы получить соответствующую гистограмму S/N (нижняя строка) и оценить FWHM потока как черные сплошные линии, показанные на двух нижних панелях. Эффективный размер линзированной галактики популяции III (≈0фаркс41) превышает предел разрешения в этом диапазоне (≈0фаркс19). Более того, SMDS все еще остается неразрешенной, поскольку ее размер оценивается в ≲0farcs17.

Отличить звезду от галактики

Основная сложность заключается в том, чтобы отличить СМТЗ от ранних галактик, состоящих из обычных звезд. Обе категории объектов могут выглядеть очень похожими в данных RST. Однако, есть несколько способов их различения:

Морфология: СМТЗ — точечные источники, в то время как галактики имеют протяженную структуру. При достаточном увеличении, например, за счет эффекта гравитационного линзирования, галактики могут быть разрешены, а СМТЗ останутся точками.

Фотометрия: Анализ яркости объекта в разных диапазонах длин волн может выявить различия в спектральных характеристиках СМТЗ и галактик.

Спектроскопия: Наиболее точный способ — это получение спектра объекта. СМТЗ имеют специфические линии поглощения, например, линию He II λ1640, которая отсутствует в спектрах галактик.

Графики цвет-цвет, но здесь мы предположили фактор линзирования μ = 100. Красный круг и звезды с ошибками в 1σ представляют отдельные SMDS, образовавшиеся путем захвата и AC, соответственно, на этот раз с массами 2 x 104, 105, 106 M⊙. Эволюционные треки также показаны для галактик типа A (левая панель) и типа C (правая панель) популяции III/II. Все СМДС, образовавшиеся в результате захвата ДМ, независимо от звездной массы, занимают примерно одно и то же место (красные кружки), лежат вдоль эволюционных линий галактик и поэтому не могут быть дифференцированы от галактик. С другой стороны, СМДС, образованные через AC (красные звезды на обеих панелях), имеют цветовые индексы, позволяющие отличить их от галактик.

Вместе к открытиям

RST — отличный инструмент для поиска кандидатов в СМТЗ, но для их подтверждения потребуется помощь других телескопов, таких как космический телескоп James Webb (JWST). JWST, с его большей чувствительностью и спектральным разрешением, сможет получить детальные спектры объектов и выявить линии поглощения, характерные для СМТЗ.

Открытие СМТЗ станет настоящим прорывом в нашем понимании Вселенной. Оно подтвердит существование нового типа звезд, питаемых темной материей, и, возможно, поможет разгадать тайну происхождения сверхмассивных черных дыр, обнаруженных в центрах галактик.

Вглядываясь в глубины космоса, мы стремимся к познанию самого себя. И каждая новая загадка, каждая новая находка приближает нас к разгадке величайшей тайны — тайны Вселенной.

Если темные звезды так массивны и ярки, почему мы до сих пор их не обнаружили?

СМТЗ находятся на огромном расстоянии от нас, а их излучение, в основном инфракрасное, сильно поглощается межзвездной пылью. Кроме того, ранние галактики, состоящие из обычных звезд, могут выглядеть очень похожими на СМТЗ в данных телескопов, что затрудняет их идентификацию.

Какова судьба темных звезд?

Когда запас темной материи иссякает, СМТЗ коллапсируют, образуя сверхмассивные черные дыры. Это может быть одним из объяснений того, как так рано во Вселенной появились сверхмассивные черные дыры, обнаруженные в центрах галактик.

Могут ли темные звезды влиять на эволюцию галактик?

СМТЗ, будучи очень яркими источниками излучения, могут влиять на окружающую среду, ионизируя газ и препятствуя образованию обычных звезд. Таким образом, они могут играть определенную роль в формировании галактик на ранних этапах эволюции Вселенной.

Если мы обнаружим СМТЗ, что это расскажет нам о темной материи?

Свойства СМТЗ, такие как их масса, светимость и температура, зависят от характеристик темной материи. Изучая СМТЗ, мы сможем получить ценную информацию о природе темной материи, например, о массе и сечении аннигиляции ее частиц.

Могут ли существовать темные звезды в нашей Галактике?

Маловероятно. В нашей Галактике плотность темной материи недостаточно высока для образования СМТЗ. Однако, могут существовать менее массивные темные звезды, образовавшиеся на ранних этапах эволюции Галактики. Их обнаружение — еще одна интригующая задача для астрономов.