Суперкомпьютер «заглянул» внутрь черной дыры: как рождается рентгеновское свечение?

Черные дыры — космические объекты, окутанные ореолом таинственности. Их гравитационный плен настолько силен, что удерживает даже свет, делая их невидимыми для наших глаз. Однако, несмотря на эту «темную» природу, черные дыры могут быть источниками невероятно мощного излучения, особенно в рентгеновском диапазоне. Этот парадокс объясняется аккрецией — процессом, при котором вещество из окружающего пространства затягивается в гравитационные объятия черной дыры.

В процессе падения вещество образует вокруг черной дыры вращающийся диск, разогреваясь до миллионов градусов. Именно этот аккреционный диск и является источником наблюдаемого рентгеновского излучения. Однако, согласно современным моделям, основное излучение исходит не из самого диска, а из окружающей его горячей и разреженной короны — области, заполненной плазмой, состоящей из заряженных частиц.

Аккреция черной дыры, иллюстрация
Автор: ИИ Copilot Designer//DALL·E 3 Источник: www.bing.com

Вопрос, который долгое время занимал астрофизиков, заключается в том, что именно поддерживает корону в нагретом состоянии, позволяя ей излучать столь интенсивно в рентгеновском диапазоне. Предлагались различные механизмы, включая магнитные пересоединения и ударные волны, но ни один из них не мог полностью объяснить наблюдаемые характеристики излучения.

Турбулентность и рождение света

Недавнее исследование, опубликованное в научном журнале Nature Communications, предлагает элегантное решение этой головоломки. Авторы работы, используя передовые методы компьютерного моделирования, показали, что ключом к разгадке может быть турбулентность — хаотическое движение плазмы в короне, в сочетании с квантово-электродинамическими процессами.

Визуализация турбулентной плазмы в короне замагниченного аккреционного диска. а) 3D-рендеринг самосогласованного радиационного моделирования плазмы. Оптическая глубина плазмы (Томсона) показана зелеными изоповерхностями при τT = 1, 2, 3 и 4. Линии магнитного поля B показаны тонкими трубками. Бело-красные цвета обозначают напряженность поля (в единицах начального направляющего поля B0). b) Схематическое изображение структур магнитного поля аккреционного потока (напряженность поля показана синим и желтым цветами для полярностей по и против часовой стрелки, соответственно) вблизи черной дыры. Аккреционный диск показан красной горизонтальной линией, а моделируемая корональная область выделена зеленым квадратом.
Автор: Nättilä, J. Radiative plasma simulations of black hole accretion flow coronae in the hard and soft states. Nat Commun 15, 7026 (2024). https://doi.org/10.1038/s41467-024-51257-1 CC-BY 4.0 Источник: www.nature.com

В этой модели плазма короны представлена как бурлящий котел, где заряженные частицы, подобно молекулам в нагретой воде, беспорядочно движутся и сталкиваются. Эти столкновения, усиленные магнитными полями, пронизывающими корону, генерируют мощные вспышки энергии.

Но это еще не все. В этом хаотическом танце частиц рождаются и аннигилируют пары электронов и позитронов — частиц антиматерии. Эти процессы, подчиняющиеся законам квантовой электродинамики, управляют энергетическим балансом плазмы и, как следствие, формируют наблюдаемое рентгеновское излучение.

Два лица короны: жесткое и мягкое

Одно из самых удивительных открытий, сделанных в ходе исследования, заключается в том, что плазма короны может находиться в двух качественно различных состояниях, которые астрофизики называют «жестким» и «мягким». В жестком состоянии плазма оптически толстая, подобно плотному туману, и ее излучение характеризуется мощным пиком в области высоких энергий. В мягком состоянии плазма становится оптически тонкой, как легкая дымка, и ее излучение смещается в область более низких энергий.

Периодические флуктуации в турбулентности замагниченной плазмы. a) Парно-плазменная (томсоновская) оптическая глубина τT = n+-σTH, где n+- - локальная плотность числа плазмы, H — размер системы, а σT — томсоновское сечение. b) Плотность параллельного тока j∥/n+-, 0ec, где j∥ == j ⋅ B/B, j — плотность локального тока, B — магнитное поле, e — заряд электрона, c — скорость света. c) Прокси (локальной) мощности излучения плазмы, где β - объемная координатная скорость потока, а γ - объемный фактор Лоренца.

Примечательно, что эти два состояния естественным образом возникают в моделируемой плазме без каких-либо дополнительных предположений. Переход между ними регулируется внешним излучением, источником которого, как полагают ученые, является сам аккреционный диск. Когда диск становится ярче, он «заливает» корону потоком мягких рентгеновских фотонов, что приводит к изменению состояния плазмы и, как следствие, к трансформации наблюдаемого спектра.

От модели к реальности

Полученные результаты имеют большое значение для понимания природы аккреционных процессов в окрестностях черных дыр. Они показывают, как сложное взаимодействие физических процессов, от турбулентности до квантовой электродинамики, формирует наблюдаемые характеристики излучения.

Для проверки модели авторы сравнили результаты симуляций с реальными наблюдениями рентгеновской двойной системы Cyg X-1, в которой черная дыра вращается вокруг обычной звезды. Спектры излучения, полученные в ходе моделирования, оказались удивительно похожими на наблюдаемые, что подтверждает правильность выбранного подхода.

Сравнение смоделированных фотонных спектров с наблюдениями Cyg X-1. Полосы показывают минимальный и максимальный поток, полученный в результате моделирования во временном интервале t/t0 ∈ [3, 10], где t0 — время оборота вихрей. Результат моделирования со слабым потоком внешних фотонов (синяя полоса; ℓext = 0,4) сравнивается с двумя наблюдениями в твердом состоянии (синие и голубые крестики; планки ошибок 1σ). Второе моделирование с большим внешним потоком фотонов (с ℓext = 6) сравнивается с двумя наблюдениями мягкого состояния (красные и оранжевые крестики).

В будущем, более совершенные модели, учитывающие влияние ионов и другие тонкости физики плазмы, позволят еще точнее воспроизвести наблюдаемые характеристики излучения и, возможно, помогут раскрыть другие тайны, скрывающиеся в сердце черных дыр.

1 комментарий

s
Теперь ждем когда суперкомпьютер заглянет в мир иной и увидит, что происходит с душой человека после смерти.
p.s. А вообще радует, что авторские колонки ixbt постепенно превращаются в RenTV