Солнечная аномалия? Ученые зафиксировали старт нового цикла до окончания текущего

Солнце, этот ослепительный гигант, правящий нашей планетной системой, всегда было и остается объектом пристального внимания и изучения. Его энергия питает жизнь на Земле, его циклы влияют на климат и магнитосферу нашей планеты. Казалось бы, за столетия наблюдений мы изучили его вдоль и поперек, разгадали секреты его огненного сердца. Устоявшийся ритм 11-летних циклов, смена активности и затишья — все это нашло свое место в научных трудах и учебниках.

Однако Солнце не спешит раскрывать все свои тайны. Последние данные, полученные астрономами, вносят интригующую неопределенность в, казалось бы, устоявшуюся картину. Наука, как и Солнце, не стоит на месте, и современные методы исследования позволяют нам заглянуть в солнечные недра, услышать «музыку» плазмы и разглядеть тончайшие детали грандиозных процессов, протекающих внутри нашей звезды.

Солнечные вспышки, иллюстрация
Автор: ИИ Copilot Designer//DALL·E 3 Источник: www.bing.com

И вот одно из самых удивительных открытий последних лет: внутри Солнца, в бурлящих потоках раскаленной плазмы, уже зарождается новый цикл активности. Он заявляет о себе еле уловимыми сигналами, слабыми колебаниями магнитного поля, изменениями в скорости вращения плазменных потоков. И все это происходит в то время, как текущий, 25-й по счету, цикл активности далек от завершения. Он должен достигнуть своего пика в 2025 году, и только после этого Солнце постепенно погрузится в относительное затишье, которое будет длиться несколько лет.

Как же ученым удалось уловить эти слабые сигналы, предвещающие пробуждение новой волны солнечной активности? Ответ кроется в самом методе наблюдения. Дело в том, что Солнце — это не только огромный плазменный шар, но и мощнейший источник акустических волн. Эти волны, пронизывая солнечные недра, несут в себе ценнейшую информацию о том, что происходит в глубинах звезды. Именно анализ этих волн, их частоты, амплитуды, скорости распространения позволяет ученым буквально «видеть» сквозь толщу солнечного вещества.

Диаграмма внутреннего строения Солнца
Автор: File:Sun poster. svg: Kelvinsongderivative work: Rubin16. Этот файл является производной работой от: Sun poster. svg, CC BY-SA 3.0 Источник: commons.wikimedia.org

Этот метод исследования получил название «гелиосейсмология», и он уже помог ученым сделать немало открытий. Так, благодаря гелиосейсмологии была точно измерена температура в разных слоях Солнца, скорость его вращения, состав ядра. И вот теперь гелиосейсмология помогла заглянуть в будущее, уловить первые признаки нового солнечного цикла. Новый цикл, получивший обозначение Цикл 26, проявляет себя пока очень осторожно. Однако по мере приближения 2030 года, когда, по прогнозам ученых, он должен вступить в свои права, эти сигналы будут становиться все более отчетливыми. И тогда у ученых появится уникальная возможность буквально «проследить» за тем, как зарождается и набирает силу новый виток солнечной активности.