Случайность как художник: учёные обнаружили первую фрактальную молекулу
Природа, словно увлеченный художник, разбрасывает свои шедевры по всему миру. От изящных снежинок до причудливых изгибов раковин — повсюду мы видим симметрию, узоры и гармонию. Но иногда, играючи, природа создает нечто совершенно неожиданное, разрушая привычные шаблоны и бросая вызов нашему пониманию порядка. Именно такой сюрприз преподнесли ученые, обнаружив первый в мире молекулярный фрактал.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/31/86/97/2024/04/12/4e9e16fae4.jpg?w=877)
Фракталы — это геометрические фигуры, обладающие свойством самоподобия. Их структура повторяется на всех масштабах, от мельчайших деталей до общей формы. В природе мы встречаем фракталы в изломах береговой линии, ветвях деревьев, прожилках листьев. Но на молекулярном уровне, в мире белков и атомов, фракталы казались невозможными. До сих пор.
Встреча с треугольником Серпинского
Цитратсинтаза — фермент, участвующий в жизненно важных процессах обмена веществ у цианобактерий. Казалось бы, что может быть прозаичнее? Но исследователи из Института Макса Планка и Университета Филиппа в Марбурге обнаружили, что молекулы этого фермента способны на удивительное: они самоорганизуются, образуя узор, известный как треугольник Серпинского. Этот фрактал представляет собой бесконечную последовательность треугольников, вложенных друг в друга, с пустыми пространствами, напоминающими звездное небо.
![](https://img.ixbt.site/live/images/original/31/86/97/2024/04/12/6cf54881e2.webp?w=877)
Открытие было сделано совершенно случайно, как это часто бывает в науке. Ученые, изучая структуру цитратсинтазы, были поражены изображениями, полученными с помощью электронного микроскопа. Вместо ожидаемой регулярной решетки молекул они увидели завораживающий фрактальный узор.
Секрет асимметрии
Разгадка тайны фрактального белка кроется в его асимметрии. Обычно при самоорганизации белковых молекул каждая цепь занимает одинаковое положение относительно своих соседей. Это приводит к формированию симметричных, упорядоченных структур. Но в случае с цитратсинтазой все иначе. Различные белковые цепи взаимодействуют друг с другом по-разному, создавая сложный и непредсказуемый узор, подобный треугольнику Серпинского.
Эволюционная игра
Зачем же цианобактерии понадобился фрактальный фермент? Удивительно, но, похоже, это всего лишь игра случая, эволюционный каприз. Ученые провели эксперимент, в котором генетически модифицировали цианобактерии, лишив их цитратсинтазу способности собираться во фрактальные структуры. Оказалось, что это никак не повлияло на жизнедеятельность бактерий.
Чтобы разобраться в этой загадке, исследователи заглянули в прошлое. Используя специальные методы, они реконструировали эволюционную историю цитратсинтазы и обнаружили, что фрактальная структура возникла внезапно, в результате нескольких случайных мутаций. В других линиях цианобактерий эта особенность быстро исчезла, но у одного вида она сохранилась до наших дней.
Новый взгляд на эволюцию
Открытие молекулярного фрактала заставляет нас переосмыслить роль случая в эволюции. Оказывается, даже такие сложные и изысканные структуры могут возникать без какой-либо видимой цели, просто как результат случайных событий. Это открывает перед нами увлекательную перспективу: возможно, в мире биомолекул скрывается еще множество удивительных форм и узоров, ждущих своего открытия. И кто знает, какие еще сюрпризы готовит нам природа в своей бесконечной игре со случайностью и порядком.
5 комментариев
Добавить комментарий
Публика:
— Какая поразительная случайность.
Фамилии гениев в студию!)
ChatGPT 4
User
Придумай короткую историю из цепочки маловероятных событий
ChatGPT
В один ясный весенний день Марина решила прогуляться по парку. Вдруг из-за дерева выскочил попугай, ярко-зелёный, с ключами в клюве. Марина пошла за попугаем, и он привёл её к старому автомобилю, припаркованному у озера. Она использовала ключи, чтобы открыть багажник, где нашла загадочный сундук.
Открыв сундук, Марина обнаружила внутри старинный механический артефакт, который, как оказалось, был устройством для перемещения во времени. Она активировала артефакт и мгновенно оказалась в Париже 1920-х годов. Там она встретила известного художника, который как раз искал модель для своей новой картины. Марина согласилась позировать, и портрет оказался настолько великолепен, что был куплен неким мистериозным коллекционером.
Как выяснилось позже, этот коллекционер — потомок Марины, который использовал другой временной артефакт, чтобы создать временной парадокс и встретить свою предшественницу. Вернувшись в настоящее, Марина обнаружила, что теперь она известна как потерянный гений арт-деко, а её портрет висит в одном из самых престижных музеев мира.
Вот, примерно таким же образом эволюционисты объясняют появление этой молекулы
Добавить комментарий