Поиск следов варп-двигателей: гравитационные волны — перспективный инструмент?

Варп-двигатели, долгое время остававшиеся атрибутом научной фантастики, стали объектом серьезных научных исследований благодаря метрике Алькубьерре. Эта метрика, предложенная физиком Мигелем Алькубьерре в 1994 году, описывает теоретическую возможность перемещения быстрее скорости света в рамках общей теории относительности. Вместо того, чтобы нарушать фундаментальный принцип ограничения скорости света в локальной системе отсчета, варп-двигатель искажает само пространство-время, создавая «пузырь», который сжимает пространство перед собой и расширяет его позади. Такой «пузырь Алькубьерре» может перемещаться на сверхсветовых скоростях с точки зрения внешнего наблюдателя, не нарушая при этом локальный предел скорости света.

Несмотря на теоретическую возможность существования варп-двигателей, их реализация на практике сталкивается с огромными трудностями. Одна из главных проблем — необходимость в экзотической материи с отрицательной плотностью энергии, которая необходима для создания и поддержания искривления пространства-времени, требуемого для работы варп-двигателя.

Коллапс варп-двигателя, иллюстрация
Автор: ИИ Copilot Designer//DALL·E 3 Источник: www.bing.com
Нарушение условия нулевой энергии и его последствия

Условие нулевой энергии — один из фундаментальных принципов общей теории относительности, который гласит, что плотность энергии, измеренная любым наблюдателем, движущимся со скоростью света или меньше, должна быть неотрицательной. Экзотическая материя с отрицательной плотностью энергии нарушает это условие, что потенциально может привести к различным парадоксам и нестабильностям.

Хотя некоторые квантовые эффекты и модифицированные теории гравитации допускают существование материи с отрицательной плотностью энергии, ее создание и контроль представляют собой колоссальную инженерную задачу, которая пока выходит за рамки наших технологических возможностей.

Моделирование коллапса варп-двигателя

Несмотря на практические трудности, ученые могут моделировать поведение варп-двигателей с помощью численных методов, используя уравнение состояния для описания свойств экзотической материи. В недавней работе исследователи изучили сценарий «нарушения сдерживания» варп-двигателя, предполагая, что его «топливо» ведет себя как жесткая жидкость.

Эволюция во времени следа Kij, K = γ ijKij. Изначально эта величина представляет собой схематическое изображение метрики варп-двигателя, с положительными значениями для сужающейся части пространства впереди корабля и отрицательными значениями для расширяющейся части позади. Мы наблюдаем дестабилизацию этих областей, которые сначала проваливаются внутрь, а затем рассеиваются до бесконечности
Автор: Katy CloughTim DietrichSebastian Khan; arxiv:2406.02466 [gr-qc]; DOI: https://doi.org/10.33232/001c.121868 CC-BY 4.0 Источник: arxiv.org

В этом сценарии «сдерживающее поле», которое предположительно используется для поддержания пузыря Алькубьерре в стабильном состоянии, выходит из строя, что приводит к коллапсу пузыря. Этот процесс сопровождается испусканием гравитационных волн, которые могут быть зафиксированы детекторами.

Гравитационные отголоски коллапса

Численное моделирование показало, что гравитационно-волновой сигнал от коллапса варп-двигателя имеет характерную форму всплеска с частотой, обратно пропорциональной размеру пузыря. Например, для пузыря размером 1 километр частота сигнала составит около 300 кГц. Это значительно выше диапазона частот, доступного для современных детекторов гравитационных волн, таких как LIGO и Virgo.

Моды скаляра Ньюмена-Пенроуза Ψ4, умноженного на координатный радиус, для различных значений скорости искривления v. Учитывая симметрию задачи, моды m̸= 0 равны нулю, поэтому мы показываем только моды с l = 2, 3, 4. Мы видим, что сигнал имеет частоту, определяемую размером пузыря искривления f ∼ 1/[R], которая для пузыря искривления размером 1 км будет порядка f ∼ 300 кГц.

Однако, будущие детекторы, такие как Einstein Telescope и Cosmic Explorer, которые будут обладать большей чувствительностью и работать на более высоких частотах, потенциально смогут обнаружить подобные сигналы.

Потоки энергии и загадка отрицательной массы

Анализ потоков энергии, сопровождающих коллапс варп-двигателя, выявил интересную особенность. Оказалось, что наряду с положительной энергией, испускаемой в виде гравитационных волн, из коллапсирующего пузыря выбрасываются и волны отрицательной энергии. В результате общий поток энергии оказывается отрицательным, что приводит к увеличению массы области пространства-времени, окружающей коллапсирующий пузырь.

Этот результат поднимает важный вопрос о возможности существования стабильного пространства-времени с отрицательной массой. Возможно, что динамическая эволюция пространства-времени, нарушающего условие нулевой энергии, не допускает образования объектов с отрицательной массой.

На верхней панели показана норма L2 нарушения ограничений гамильтониана с течением времени в центральном объеме, по которому извлекались данные, на второй — то же самое для нарушения ограничений по моменту. На последней панели показано согласование потоков материи и энергии и исходного члена (обмен энергией с кривизной), как описано в основном тексте. Согласие между прямым измерением M и его значением, выведенным из потоков и источников, подтверждает, что материя хорошо разрешена в соответствующем объеме.
Перспективы и дальнейшие исследования

Работа ученых открывает новые горизонты для изучения экзотических состояний пространства-времени и их наблюдательных проявлений. Дальнейшие исследования, в том числе с использованием более мощных численных методов и более реалистичных моделей экзотической материи, позволят получить более точные прогнозы о гравитационно-волновых сигналах от коллапса варп-двигателей.

Это поможет не только лучше понять фундаментальные ограничения на реализуемость варп-двигателей, но и разработать новые методы поиска потенциальных следов внеземных цивилизаций, которые, возможно, уже освоили технологии искривления пространства-времени.

Варп-двигатели: от фантастики к науке

Помимо весьма спекулятивного применения к поиску внеземной жизни в данных детекторов гравитационных волн, эта работа представляет собой интересное исследование динамической эволюции и устойчивости пространства-времени, нарушающего условие нулевой энергии.

Несмотря на то, что варп-двигатели пока остаются в области научной фантастики, их изучение стимулирует развитие новых идей и подходов в физике гравитации. Исследования экзотических состояний пространства-времени, таких как пузырь Алькубьерре, расширяют границы нашего понимания Вселенной и ее законов.

Возможно, в будущем человечество найдет способ обойти ограничения, связанные с условием нулевой энергии, и откроет путь к созданию варп-двигателей, которые позволят нам путешествовать к далеким звездам и галактикам.

Пока же мы можем довольствоваться тем, что изучаем эти удивительные объекты с помощью математических моделей и компьютерных симуляций, предвкушая будущие открытия, которые могут коренным образом изменить наше представление о возможностях космических путешествий.

Обзор полноразмерной электронной книги ONYX BOOX Lomonosov 2 с мощной «начинкой»

Практически все электронные гаджеты постоянно улучшаются. Совершенствуется аппаратная составляющая, добавляются новые функции, оптимизируется прошивка, да и просто обновляется программное...

Поиск следов варп-двигателей: гравитационные волны — перспективный инструмент?

Где отдохнуть в горах Северного Кавказа: 5 невероятно красивых мест