Почему квантовые компьютеры не всегда лучше классических

Квантовые вычисления — это одна из самых обсуждаемых и сложных тем в современной науке. Многие утверждают, что квантовые компьютеры способны решать задачи, которые недоступны для классических компьютеров, а также прогнозировать физические явления, которые невозможно объяснить с помощью классической физики. Но насколько это правда? И каковы реальные перспективы квантовых вычислений в ближайшем будущем?

Что такое квантовые вычисления?

Квантовые вычисления основаны на использовании квантовых битов или кубитов, которые являются основными единицами квантовой информации. В отличие от классических битов, которые могут принимать только два значения — 0 или 1, кубиты могут находиться в суперпозиции двух состояний, то есть в любой комбинации 0 и 1 с определенной вероятностью. Это позволяет квантовым компьютерам хранить и обрабатывать гораздо больше информации, чем классические компьютеры.

Кроме того, кубиты могут взаимодействовать друг с другом посредством квантовой запутанности, которая означает, что состояние одного кубита зависит от состояния другого, даже если они находятся на большом расстоянии друг от друга. Это позволяет квантовым компьютерам выполнять параллельные вычисления, которые невозможны для классических компьютеров.

С помощью кубитов и квантовых операций можно создавать квантовые алгоритмы, которые решают определенные задачи быстрее и эффективнее, чем классические алгоритмы. Например, квантовый алгоритм Шора может факторизовать большие числа за полиномиальное время, в то время как классический алгоритм требует экспоненциального времени. Квантовый алгоритм Гровера может находить элемент в неупорядоченном списке за квадратный корень из количества элементов, в то время как классический алгоритм требует линейного времени.

Какие проблемы стоят перед квантовыми вычислениями?

Квантовые вычисления не лишены недостатков и сложностей. Одна из главных проблем — это декогеренция, то есть потеря квантовой информации из-за воздействия внешней среды. Декогеренция приводит к ошибкам в вычислениях и уменьшению квантового преимущества. Для борьбы с декогеренцией необходимо создавать квантовые системы с низкой температурой, высокой изоляцией и высокой точностью, что требует больших затрат и сложной инженерии.

Другая проблема — это извлечение результата из квантового компьютера. Для этого необходимо измерить состояние кубитов, но при этом происходит коллапс суперпозиции, и мы получаем только одно из возможных значений. Это означает, что мы можем потерять много полезной информации, которая была закодирована в кубитах. Кроме того, измерение кубитов может повлиять на другие кубиты, которые с ними запутаны, и нарушить квантовую корреляцию. Для решения этой проблемы необходимо разрабатывать специальные методы квантовой томографии и квантовой коррекции ошибок, которые также требуют дополнительных ресурсов и сложности.

Может ли классический компьютер имитировать квантовый?

Слева: структура квантового процессора Eagle, которая состоит из 6 x 3 Тяжелая шестиугольная решетка с двумя дополнительными кубитами добавлены в нижний левый и правый углы решетки. Справа: тензорная сетевая структура, используемая для моделирования тяжелых шестнадцатеричных решеток, при этом сетевая структура напрямую отражает решетку.
Источник: journals.aps.org

В свете этих проблем возникает вопрос: может ли классический компьютер имитировать квантовый компьютер с достаточной точностью и эффективностью? Ответ на этот вопрос зависит от того, как мы определяем имитацию. Если мы хотим полностью воспроизвести все квантовые явления и эффекты, то это невозможно, так как классическая физика не может объяснить квантовую механику. Однако, если мы хотим получить только конечный результат квантового вычисления, то это возможно, хотя и с некоторыми ограничениями.

Недавнее исследование, опубликованное в журнале PRX Quantum, показало, что классический компьютер может имитировать квантовый компьютер с гораздо меньшими ресурсами, чем ранее считалось. Ученые из Нью-Йоркского университета и Фонда Саймонса разработали алгоритм, который сохраняет только часть информации, хранящейся в квантовом состоянии, — и только достаточно, чтобы точно вычислить конечный результат. Этот алгоритм можно сравнить с сжатием изображения в файл JPEG, который позволяет хранить большие изображения, используя меньше места, устраняя информацию с едва заметной потерей качества изображения.

С помощью этого алгоритма ученые смогли имитировать квантовый компьютер с 45 кубитами, используя классический компьютер с 30 терабайтами памяти. Для сравнения, самый мощный квантовый компьютер на сегодняшний день имеет 65 кубитов, а самый мощный классический компьютер имеет 1,5 эксабайта памяти. Это означает, что классический компьютер может быть перенастроен на более быстрые и точные расчеты, чем современный квантовый компьютер.

Формирование периферийного окружения из нормальной сети состояния тензорной сети. Один из краев e разбивается, а все остальные индексы сети сжимаются, сводя разрезанную сеть к одной матрице, в которой может быть выполнено разложение сингулярных значений.
Источник: journals.aps.org

Каково будущее квантовых вычислений?

Это исследование не означает, что квантовые вычисления не имеют будущего или не имеют преимущества перед классическими вычислениями. Это означает, что квантовые вычисления сталкиваются с серьезными техническими и теоретическими проблемами, которые требуют дальнейшего развития и исследования. Квантовые вычисления все еще находятся в ранней стадии, и многие потенциальные приложения еще не реализованы или не доказаны.

Однако, квантовые вычисления также предлагают уникальные возможности для исследования фундаментальных законов природы, создания новых материалов и лекарств, улучшения криптографии и искусственного интеллекта, и многого другого. Квантовые вычисления могут открыть новые горизонты для науки и технологии, если мы сможем преодолеть существующие препятствия и найти оптимальный баланс между квантовыми и классическими подходами.

Квантовые вычисления не заменят классические вычисления, а дополнят их, предоставляя новые инструменты и перспективы для решения сложных задач. Квантовые вычисления — это не конечная цель, а скорее средство для достижения большего познания и пользы для человечества.

1 комментарий

M
Я всегда описываю работу квантового компьютера так. Представьте, что у вас есть лабиринт и вам надо из него выйти. Как работает обычный компьютер? Он просто обходит все коридоры по очереди, пока не найдет выход. Это может занять много времени. Квантовый компьютер — это когда вы льете в лабиринт воду и смотрите, откуда она вытекает. Разница в том, что вода течет по всем направлениям параллельно. Это намного быстрее. Основная сложность — вероятностный характер квантовой механики. Она не дает точного результата. В лучшем случае ответ является средним значением величин, полученных в результате множества экспериментов. Необходимость проводить множество экспериментов — это то, что может убить все преимущества квантового компьютера перед обычным. Но тут как обычно. Есть задачи, где провести тысячи экспериментов все таки проще, чем считать что то годами на обычном компьютере. Например это касется криптографии. Основной проблемой является то, что мы даже до конца не уверены, как вообще работает квантовая механика. Мы действуем по сути наугад, надеясь, что это даст какие-то полезные для нас результаты. Но не факт, что это в итоге не закончится ничем.