Откуда прилетел астероид, уничтоживший динозавров? Ученые проследили его путь до области за Юпитером

66 миллионов лет назад мир, каким мы его знаем, был совершенно иным. По Земле бродили гигантские динозавры, господствовавшие на планете на протяжении миллионов лет. Однако их царствование оборвалось внезапно и катастрофически. В районе современного Мексиканского залива в Землю врезался астероид колоссальных размеров, вызвав глобальные катаклизмы, которые привели к исчезновению не только динозавров, но и значительной части других видов живых существ. Это событие, известное как мел-палеогеновое вымирание, навсегда изменило ход эволюции и открыло путь для развития млекопитающих, в конечном итоге приведшего к появлению человека.

С момента обнаружения следов этого катаклизма — гигантского кратера Чикшулуб на полуострове Юкатан — ученые стремились раскрыть тайну происхождения космического убийцы, получившего название Чикшулубский импактор. Многочисленные исследования позволили воссоздать картину событий того рокового дня, детально изучить последствия удара и оценить его масштабы. Однако вопрос о происхождении самого астероида оставался открытым. Предполагалось, что он мог быть выходцем из главного пояса астероидов, расположенного между Марсом и Юпитером, либо прилететь из более отдаленных регионов Солнечной системы, находящихся за орбитой Юпитера. Каждая из этих гипотез имела свои аргументы и требовала дополнительных доказательств.

Падение астероида, иллюстрация
Автор: ИИ Copilot Designer//DALL·E 3 Источник: www.bing.com

И вот, недавно опубликованное в журнале Science исследование, проведенное международной командой ученых, предлагает убедительный ответ на этот давно мучивший исследователей вопрос. Используя инновационный метод анализа изотопного состава редкого металла рутения, добытого из образцов пород на месте падения астероида, ученые смогли точно определить место его происхождения.

Рутений, в отличие от многих других элементов, распределен в Солнечной системе неравномерно. Его изотопный состав варьируется в зависимости от того, в какой области протопланетного диска сформировалось небесное тело. Это своеобразный «космический штрих-код», позволяющий отследить историю формирования и миграции астероидов и метеоритов.

Сравнив изотопный состав рутения из Чикшулубского кратера с образцами из других мест падения астероидов и с данными о составе метеоритов, ученые пришли к однозначному выводу: Чикшулубский импактор был углеродистым астероидом, сформировавшимся в холодных и отдаленных регионах Солнечной системы, расположенных за орбитой Юпитера. Это открытие подтверждает гипотезу о том, что внешние области нашей планетной системы могут быть источником крупных объектов, способных достигать внутренних областей и сталкиваться с планетами земной группы, представляя серьезную угрозу для жизни на них.

Карта гравитационной аномалии области чикшулубского кратера
Автор: Milan Studio. Собственная работа (Исходный текст: I (Milan studio (talk)) created this work entirely by myself.), Общественное достояние Источник: commons.wikimedia.org

Более того, результаты исследования позволяют отвергнуть альтернативную гипотезу о кометном происхождении Чикшулубского импактора. Изотопный состав рутения не соответствует характеристикам кометного вещества, что делает эту гипотезу маловероятной.

Таким образом, благодаря применению современных методов анализа и тщательному изучению вещественных доказательств, ученым удалось пролить свет на одну из самых интригующих загадок истории нашей планеты. Открытие происхождения Чикшулубского астероида не только расширяет наши знания о мел-палеогеновом вымирании, но и подчеркивает важность изучения опасных космических объектов для защиты нашей планеты в будущем. Впереди еще много исследований и открытий, которые помогут нам полностью раскрыть тайны космоса и лучше понять место Земли во Вселенной.