Откуда брали фотографии до эпохи фотостоков: ретро-обзор Corel Stock Photo Library из 1996

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Передо мной лежит настоящая фотокапсула времени — три бежевых ящика, наполненных сотнями компакт-дисков. Это Corel Stock Photo Library, огромная коллекция фотографий из начала девяностых. Каждый диск хранит ровно сотню изображений, а всего их тут более шестиста!


В те времена, когда интернет ещё не стал повсеместным явлением, а фотостоков не существовало, как класса, такие коллекции были настоящим сокровищем для дизайнеров, издательств и рекламных агентств. За доступ к ним платили десятки тысяч долларов. И сейчас, распаковывая один из этих ящиков, я чувствую себя первопроходцем, открывающим капсулу с реликвией ушедшей эпохи.

Как же странно осознавать, что когда-то люди платили десятки тысяч долларов просто за… фотографии. Высококачественные, конечно, но всё же — всего лишь фотографии. В эпоху, когда не было ни Интернета, ни фотостоков, ни даже привычного нам JPEG, это было чем-то из ряда вон выходящим. И вот теперь, спустя почти тридцать лет, у меня есть уникальная возможность заглянуть в это прошлое и оценить, имеет ли всё это хоть какой-то смысл сегодня (спойлер: ДА!)

Как мне достался «бежевый ящик»

История этих ящиков началась задолго до того, как они попали ко мне. Один из моих дальних родственников, владелец небольшой типографии, успешно использовавший их полтора десятилетия, был вынужден срочно эмигрировать в начале 2020-х. Перед отъездом он решил распродать всё своё имущество, и среди прочего объявил «аттракцион» для родственников — вот склад «неликвида», разбирай, что надо.

Я успел к самому концу этой «распродажи», когда большая часть ценного имущества, включая цветные принтеры, запакованные диски с лицензионными Photoshop разных версия, в меру устаревшими компьютерами и прочим счастьем уже была разобрана. Но среди оставшегося неликвида я нашел нечто интересное — три бежевых ящика с наклейкой «Corel». Оказалось, что это полная коллекция Corel Stock Photo Library, содержащая сотни компакт-дисков с тысячами фотографий.

Я забрал все три ящика, не до конца понимая, что же именно у меня в руках. Но моё любопытство было разожжено, и я решил исследовать эту находку поближе. Здесь и далее — будем осматривать третий, наиболее сохранившийся «ящик»: всё равно они отличаются только набором фотографий.

Распаковка. Что внутри?

Открываю ящик, и первое, что бросается в глаза — это увесистый журнал-буклет размером с толстый роман. На обложке — рельефный логотип Corel с надписью «Stock Photo Library». Открываю наугад — и передо мной возникают сотни миниатюрных превью фотографий на любой вкус и цвет.


Но это далеко не все содержимое ящика. Под буклетом лежат ровно двести компакт-дисков, аккуратно рассортированных по алфавиту в специальных ячейках. А если быть совсем точным, то дисков двести один: последний, двухсотый первый диск, заложен прямо в буклет и является его своеобразным электронным аналогом с превьюшками.

Вставляю один из дисков в компьютер с любопытством…

Что на диске?

Первое, что меня встречает после загрузки диска — целый ворох различного устаревшего программного обеспечения. Здесь и древняя пробная версия CorelDRAW, и просмотровщик изображений, и даже музыкальный проигрыватель. Все эти программы, очевидно, призваны были когда-то помочь использовать диски по максимуму.

Однако сейчас, в 2024 году, весь этот софт представляет разве что историческую ценность. Запустить его на современном компьютере нереально (в DOSBox мне это сделать не удалось, виртуальной машиной заниматься некогда, а аутентичного 486-го пока на руках нет), да и нужды в этом особой сейчас тоже нет. Меня интересуют, в первую очередь, сами фотографии.

Папку с ними я нахожу почти сразу. И, открыв её, вижу ровно сто изображений на предложенную диском тему (в данном случае — «балет»). Но формат файлов сразу вызывает недоумение: вместо привычных JPEG или PNG здесь используется некий «PCD» (благо, ирфан его читает, но это полумера), а сами фото не подписаны.

Автор: Corel
Формат PCD

Дело в том, что в начале девяностых, когда Corel только запускала свои фотобиблиотеки на компакт-дисках (по моим попыткам датирования, первый диск такого формата вышел не позднее 1992-1993 года), общепринятых форматов для хранения изображений еще не существовало. JPEG появится только в 1994 году, а PNG — и того позже, в 1996-м, причем оба они, даже будь на момент выхода коллекции «в релизе», не совсем удовлетворяли бы её запросам.

Поэтому Corel разработала собственный фирменный формат PCD (Photographic CD или Photo CD Image, в зависимости от конкретной документации — расшифровку неоднократно переименовывали), предназначенный специально для хранения фотографий максимально высокого разрешения и качества. Плюс в PCD была заложена поддержка некоторых дополнительных функций, весьма актуальных для того времени. Например, одновременное хранение изображений в нескольких версиях разного размера — чтобы слабые по тем временам компьютеры могли быстро открывать хотя бы уменьшенные «превьюшки», а не мучить каждый раз оригинальное изображение.


Существенным минусом PCD, конечно же, была его невозможность открытия вне специального «кореловского» софта — и ранее прекращение поддержки, делающее перевод изображений в современный формат интересным квестом. К счастью, в наши дни неравнодушные люди разработали бесплатный конвертер, позволяющий переводить PCD-файлы в современный JPEG.

Я даже написал простенький скрипт на Python, который позволяет конвертировать все образы дисков разом, попутно присвоив файлам корректные имена. Ссылки на конвертер и скрипт для тех, кому в руки может попасть такая коллекция прилагаю — просто разархивируйте файлы в папку с вашими ISO-образами дисков (я дампил через AnyToISO) и запустите ConvertAllISO. py двойным кликом (нужен установленный Python).

И да, я знаю, что код для профессионала наверняка будет отвратителен — но программист из меня, как из мусоровоза гоночный болид: имеем, что имеем. За меня эту работу никто не сделает, а готовый продукт как-то работает. В процессе написания также выяснилось, что подписи у дисков всё же есть: они хранятся в отдельном файле (и, видимо, подгружались штатным ПО) из-за того, что ОС того времени не поддерживали длинные имена файлов, будучи ограниченными «8+3» эпохи DOS.

Автор: Corel

Спустя месяц «марафона дампинга» и ночь работы скрипта конвертация завершена, а передо мной открывается поистине бескрайнее море фотографий. Архитектура, природа, люди, животные — эта коллекция из 600 дисков охватывает буквально все сферы и темы.

Автор: Кот Веселый
4К в девяностых?!

Одной из первых вещей, поразивших меня при ближайшем рассмотрении фотографий, стало их поистине невероятное разрешение — 3072х2048 пикселей! Для сравнения, стандарт мониторов 4K Ultra HD начал входить в обиход лишь в последние годы, а коммерчески доступные (не «потребительские»!) цифровые камеры добрались до этого уровня нативного разрешения лишь к середине-концу 2000-х. А здесь, в коллекции конца двадцатого века, нам попадаются снимки, чей размер почти что дотягивает до этого уровня!

Поначалу я был настолько ошеломлен, что у меня даже закралось подозрение о каком-то апскейле изображений программой-конвертором. Однако фактически ларчик открывался довольно просто. Всё дело в том, что Corel в то время создавала коллекции, сканируя широкоформатную пленку на максимальных разрешениях. Датировки на некоторых снимках указывают на конец 80-х, а значит, уже в те годы фотографы могли создавать почти что 4К контент! Технически, как минимум.

В метаданных об этом нашлась вся информация
Автор: Sandy McGuffog

Конечно, это разрешение использовалось не для прямого редактирования и сохранения — технологии тогда были неспособны справиться с такими объемами данных, полагаю, даже если брать ТОПовую графическую рабочую станцию того времени. Но вот для иллюстраций, когда нужно было кропнуть фрагмент и увеличить его, эти гигантские размеры оказывались бесценны — или в полиграфии, где действовал старый принцип «больше-лучше».

Кроме того, возможно, фирменный «софт» Corel и особенности PCD-формата позволяли работать при верстке и правке макета с представлением изображения в меньшем разрешении, а уже затем «скомпилировать» итоговый вариант с фото полного разрешения перед сохранением или отправкой на печать.

Кому была нужна (и сколько стоила) эта коллекция в 90-х?

Оценивая ретроспективно, сложно даже представить, сколько могла стоить подобная библиотека фотографий в начале 90-х. Но, думаю, счет наверняка шел на десятки, если не сотни тысяч долларов по тем временам.

Ведь только в одном этом ящике насчитывается 200 дисков по 100 фотографий на каждом — итого 20 000 изображений. А ведь это лишь треть от полной коллекции! Получается, всего в ней содержалось около 60 000 фотографий коммерческого качества.

При этом обычная цена при оптовой покупке фото для полиграфических или рекламных целей составляла как минимум полдоллара-доллар за фото, а порой и больше — в зависимости от источника.

Чисто для справки, вот нынешние тарифы — с учетом того, что диски печатать не надо, буклет выпускать не надо, и доставка тоже бесплатная. Да и рынок самую чуть расширился.
Автор: ShutterStock Источник: www.shutterstock.com

Умножаем на количество файлов и получаем просто колоссальную сумму. Даже с учетом возможных «оптовых» скидок, итоговая стоимость наверняка составляла по меньшей мере 15-30 тысяч долларов. А то и все 40-60 тысяч — за полный комплект из трех ящиков.

Такие деньги в те годы могли себе позволить разве что крупные издательства, новостники, рекламные агентства и типографии. Например, вполне вероятно, что та типография родственника закупила «Corel Stock Photo Library» именно для того, чтобы предоставлять клиентам возможность иллюстрировать свои работы фотографиями высочайшего качества. Своего рода предтеча современных фотостоков.

Но сколько бы эта услуга ни стоила, думаю, немногие имели подобный ресурс под рукой в те времена. Для большинства дизайнеров, иллюстраторов и художников мгновенный доступ к настолько масштабным и качественным библиотекам фото оставался всего лишь мечтой.

«Золотая пуля» из мира графики

При этом сложно переоценить значение и ценность такого универсального инструмента для дизайнеров, издательств и рекламных агентств в то доинтернетное время. Представьте: вам нужна фотография высокого качества на совершенно любую тему — будь то зебры в африканской саванне или интерьер лондонского паба. Открываете каталог, находите нужный диск и — вуаля! — сотня потенциальных вариантов у вас в распоряжении.

Хоть обзебритесь
Автор: Corel

В доинтернетную эпоху, когда ближайший фотобанк (а под этим словом тогда подразумевался буквально «фотобанк» — спецотделение центральной библиотеки, где хранились фотографии, с которых вам за отнюдь не скромный ценник могли снять копию — или, с середины-конца 90-х, записать сканы на CD-R) мог находиться за тысячи километров, а найти нужный снимок было порой непосильной задачей, такая коллекция стоила целое состояние. Не только в деньгах, но и в пользе.

Капсула времени

Но со временем ценность этих компакт-дисков приобрела ещё одно, пожалуй, неожиданное измерение. Оглядываясь назад из 2024 года, я понимаю, что передо мной — не просто библиотека фотографий, но своего рода капсула времени. Музей, запечатлевший мир конца 80-х — начала 90-х в мельчайших деталях — и наибольшей полноте (не думаю, что где-то ещё была столь же масштабная коллекция).

Листая эти снимки, я словно перемещаюсь на машине времени в прошлое. Вот типичный для того периода интерьер гостиной с громоздкими деревянными стенками и приземистым телевизором. А вот панорама Красной площади 1989 года и виды на старую Москву…

Узнаваемые ретро-автомобили, причёски и одежда тех лет — всё это создаёт поистине волшебный эффект присутствия.

Сегодня эти фото можно использовать не только по прямому назначению — но и, скажем, иллюстрировать ими исторические статьи о том, «как это было». Воистину, магия фото.

Польза в 2024?

Спустя почти три десятилетия ситуация, конечно же, радикально изменилась. В эпоху Интернета и процветающих онлайн-фотобанков вроде Shutterstock или Getty Images найти качественные фотографии на любой вкус стало гораздо проще и дешевле.

Однако старые коллекции на физических носителях вроде этой от Corel по-прежнему могут быть полезны и даже обладать рядом преимуществ.

  1. Во-первых, они предлагают беспрецедентный доступ к огромному количеству снимков, подавляющее большинство которых попросту не представлено в современных фотобанках. А значит, их использование может стать изюминкой и давать вашим проектам существенное преимущество в плане уникальности.
  2. Во-вторых, покупая такие коллекции на лицензионных компакт-дисках, вы фактически приобретаете полные юридические права на коммерческое использование всех фотографий на всё время, пока вы владеете диском — и имеете полное, защищенное законом право его продать или передать. В отличие от цифровых фотостоков, где в лицензионном соглашении пять звездочек на строчку (например, ограничение, что купленное фото — это лицензия только для одного сайта, или что фотосток вправе отозвать лицензию в любой момент без компенсации, а передача аккаунта прямо запрещена), здесь вас защищает ГК РФ, ибо физический носитель — да и лицензионные соглашения погуманнее были, поскольку в те годы о коммерциализации Интернета и помыслить не могли, а ограничивать типографии в числе допустимых тиражей — бред.
  3. И наконец, в-третьих, несмотря на свой солидный возраст, эти библиотеки способны прекрасно дополнить любую современную коллекцию снимков, привнеся совершенно особую ретро-эстетику девяностых и прошлых десятилетий.

Что касается стоимости, то на сегодняшний день полные комплекты Corel Stock Photo Library 1996 года (и аналогичных библиотек других производителей) можно отыскать на онлайн-площадках вроде eBay или даже Авито за смехотворные 40-100 долларов. Плюс ещё какая-то сумма на доставку, но, все же, это разительный контраст с их первоначальной астрономической ценой и даже ценой современного фотобанка!

Так что за эти скромные деньги вы получаете полный легальный доступ (ведь вы покупаете физическую версию с коммерческой лицензией) к десяткам тысяч редких и качественных изображений. Причем, поскольку 99% из них отсутствуют в современных фотостоках и поисковых системах, использование этих уникальных фотографий может дать огромный бонус к SEO и видимости в Интернете.

Словом, такие раритетные коллекции могут оказаться отличным вложением. Разумеется, то же самое относится и к другим фото- и клипартам из 90-х и начала 2000-х — «доинтернетной эпохи», большая часть которой не была проиндексирована, даря настоящий эксклюзив.

Заключение: Капсула времени с реальной пользой

Признаюсь, когда я впервые раскрыл этот потрепанный временем бежевый ящик с логотипом Corel, я и представить не мог, сколько удивительных открытий и впечатлений он для меня припас. Оказалось, что это не просто бессмысленный музейный экспонат, но настоящая капсула времени, перенесшая меня на почти тридцать лет в прошлое, к истокам современной компьютерной графики.

Пересматривая эти десятки тысяч фотографий, я буквально ощущал, как ускользает от меня былая эпоха — со своими автомобилями, архитектурой, модой и трендами. Но вместе с тем я понял, что в руках у меня не просто артефакт. Это — ценнейший ресурс, ставший сегодня по-настоящему редким и уникальным.

60 000 высококачественных коммерческих фотографий практически на любую тему, представленных почти исключительно в оффлайн-режиме, не тронутых кривыми клешнями вебмастеров. Это целое сокровище для дизайнеров, иллюстраторов и авторов контента, нуждающихся в уникальном и эксклюзивном материале. Особенно с учетом наших современных реалий, когда поисковики всё больше ценят эксклюзивные материалы.

Так что я ничуть не жалею о своем скромном «трофеи» с распродажи старой типографии. Эта коллекция определенно займет достойное место в моей библиотеке редких фото- и графических ресурсов.

P.S. Для интересующихся — вот обзор дисковода, с честью переившего архивацию шести сотен дисков:

Обзор и тест внешнего CD/DVD дисковода «No Name» ECD819-SU3: он работает… И точка?

P.S.2. Если кто-то из читающих сталкивался сподобным во времена актуальности — прошу прояснить подробнее по ценам и сценариям использования. Я тогда не жил, вживую с этим не сталкивался, и могу только гадать.