Новорожденные звезды "чихают" в космос: что это значит?

В бескрайних просторах космоса, где холодная пустота сменяется пылающими гигантами, происходит непрерывный цикл рождения и смерти звезд. Словно космические садовники, ученые неустанно наблюдают за этим завораживающим процессом, пытаясь разгадать тайны звездного формирования.

Недавно исследователи из Университета Кюсю, используя мощь радиотелескопа ALMA в Чили, сделали удивительное открытие, проливающее свет на ранние этапы жизни звезд. Оказывается, новорожденные звезды, окутанные облаками газа и пыли, не просто пассивно формируются, а активно взаимодействуют с окружающей средой, словно «чихая» в космическое пространство.

Эти «звездные чихи» — выбросы магнитного потока, пыли и газа — происходят из протопланетного диска, окружающего молодую звезду. Внутри диска, как в гигантской магнитной паутине, переплетаются силовые линии, создавая напряженность. В определенный момент эта напряженность достигает критического уровня, и происходит взрывное высвобождение энергии, словно звезда пытается избавиться от излишнего «магнитного насморка».

Подобное явление, называемое «интерчейндж-неустойчивостью», играет решающую роль в формировании звезды. Если бы магнитный поток накапливался без препятствий, звезда превратилась бы в магнитного монстра, не способного к дальнейшему развитию. «Чихания» же позволяют звезде сбросить лишний магнитный груз, освобождая путь для формирования планетной системы.

Схематическое описание характерной газовой структуры в протозвездной окрестности плотной системы ядра MC 27
Автор: Kazuki Tokuda et al 2024 ApJ 965 99DOI 10.3847/1538-4357/ad2f9a (CC-BY 4.0) Источник: iopscience.iop.org

Ученые сравнивают этот процесс с чиханием человека, когда организм резко выталкивает избыточное количество воздуха, пыли и микробов. Подобно этому, новорожденная звезда избавляется от избыточного магнитного потока, создавая условия для дальнейшего роста и развития.

Схематическое изображение магнитного поля и распределения газа из-за нестабильности взаимного обмена вокруг протозвездного диска

Наблюдая за молодыми звездами, исследователи обнаружили следы этих «чиханий» — своеобразные «шипы» из пыли и газа, простирающиеся на значительные расстояния от звездного ядра. Эти «космические сопли» свидетельствуют о том, что процесс «чихания» — не единичное событие, а повторяющийся механизм, сопровождающий ранние этапы жизни звезды.

Открытие «звездных чихов» — еще один шаг на пути к разгадке тайн формирования звезд и планет. Понимание этих процессов позволяет ученым заглянуть в прошлое нашей собственной Солнечной системы и представить, как миллиарды лет назад наше Солнце, чихая и фыркая, прокладывало путь к жизни на Земле.

Так, наблюдая за космическими «чихами», мы приближаемся к пониманию грандиозной симфонии рождения и смерти звезд, которая непрерывно звучит в бескрайних просторах Вселенной.