Марсианские загадки: кто оставил органику в древних породах?

Красная планета, с ее суровыми пустынями и ледяными шапками, хранит множество тайн, способных перевернуть наше понимание о ранней Солнечной системе. Среди них — происхождение органических молекул, найденных в древних осадочных породах Марса. Эти молекулы — словно послание из прошлого, повествующее о времени, когда планета была, возможно, более гостеприимной, с жидкой водой и, возможно, даже жизнью.

Марсианский ровер находит органические молекулы на Марсе, вольная интерпретация

Но расшифровать это послание непросто. Одной из загадок марсианской органики является ее необычный изотопный состав углерода. В частности, марсоход Curiosity обнаружил в кратере Гейла органические вещества с аномально низким содержанием изотопа углерода-13. Этот феномен озадачил ученых: какие процессы могли привести к такому необычному распределению изотопов?

Японские исследователи из Токийского технологического института предложили неожиданное объяснение этой загадки. Они предположили, что ключом к разгадке может быть… само Солнце. Ученые провели серию экспериментов, в ходе которых подвергали углекислый газ воздействию ультрафиолетового излучения, имитирующего солнечный свет. И результаты оказались поразительными.

В области длин волн от 170 нм до 200 нм ожидается преимущественная диссоциация 12CO2 против 13CO2, которая отвечает за солнечный УФ-фотолиз CO2. a, Актинические УФ-спектры. Красный: солнечный спектр из ссылки. 43. Синий: рассчитанный спектр на высоте 30 км для модели раннего Марса (10 мбар CO2 на поверхности) (Methods). Черный: измеренный УФ-спектр Xe-лампы высокого давления, использованной в лабораторном эксперименте (Методы). b, Рассчитанные сечения поглощения 12CO2 (черный) и 13CO2 (оранжевый) при 295 K из ссылки. 17. c, Расчетный изотопный эффект (1 000 ln α1) как функция длины волны для спектров поглощения при 295 K. Результаты были усреднены по окнам 1 нм (черный) и 5 нм (красный). Изотопное фракционирование кислорода и его последствия для атмосферы Марса были описаны в другом месте
Автор: Ueno, Y., Schmidt, J.A., Johnson, M.S. et al. Synthesis of 13C-depleted organic matter from CO in a reducing early Martian atmosphere. Nat. Geosci. (2024). https://doi.org/10.1038/s41561-024-01443-z CC-BY 4.0 Источник: www.nature.com

Оказалось, что ультрафиолетовое излучение солнца обладает способностью «сортировать» изотопы углерода в молекулах углекислого газа. Под действием ультрафиолета молекулы CO2, содержащие более легкий изотоп углерода-12, распадаются активнее, чем молекулы с углеродом-13. Это приводит к накоплению в атмосфере CO — продукта распада CO2 — с аномально низким содержанием углерода-13.

Сплошные кружки показывают долю CO, полученную из CO2. Красными кружками показан изотопный состав углерода СО, нормированный на изотопный состав исходного CO2 (δ13C-CO = ((13CO / 12CO) / (13CO2 / 12CO2) — 1) x 1000‰). Планки ошибок представляют собой внешнюю воспроизводимость (стандартное отклонение: n = 10) масс-спектрометрического анализа, определенную путем повторного анализа собственного стандартного газа CO. Красной и черной линиями показаны рассчитанные изотопное соотношение и доля СО, соответственно, с учетом коэффициентов фракционирования для фотолиза СО2 (α1 = 0,871) и для окисления СО (α2 = 1,0074).

Но как эта «солнечная сортировка» связана с марсианской органикой? Ученые предполагают, что в ранней атмосфере Марса, богатой углекислым газом, фотолиз CO2 под действием солнечного ультрафиолета был основным источником CO. А CO, в свою очередь, мог служить строительным материалом для более сложных органических молекул, формирующихся в атмосфере.

a, Значения δ13CVPDB CO2 (синий) и CO (красный) как функция оставшегося CO2 после фотолиза (f = (CO2) / (CO2 + CO)) в предположении экспериментального коэффициента фракционирования (α1 = 0,871). Пунктирными линиями показаны случаи для вулканического газа, содержащего 10, 20 и 30 % CO, который имеет то же значение δ13CVPDB, что и вулканический CO2 (-25 +- 5‰ (ссылка 22)). b, Модель, предполагающая фактор фракционирования (α1 = 0,8106), рассчитанная для модельной атмосферы Марса (Методы). c, Представленные соотношения изотопов углерода, использованные для ограничения модели (Методы). Возможные диапазоны значений δ13CVPDB для раннего атмосферного CO2 и органического вещества в буровом керне Cumberland (CB) также показаны серыми полосами в a и b.

Такая гипотеза элегантно объясняет не только обеднение углеродом-13 в органике, но и обогащение этим изотопом в древних карбонатных минералах Марса. Дело в том, что углекислый газ, оставшийся после «солнечной сортировки», наоборот, становится обогащенным углеродом-13. Именно такой изотопный состав углерода характерен для карбонатов, обнаруженных в марсианском метеорите ALH 84001, возраст которого оценивается в 4 млрд лет.

Таким образом, Солнце, источник жизни на Земле, могло сыграть важную роль и в формировании органических молекул на раннем Марсе. Эта гипотеза, подтвержденная лабораторными экспериментами и теоретическими расчетами, открывает новые горизонты в понимании ранней эволюции Марса и, возможно, проливает свет на загадку происхождения жизни в Солнечной системе.

Если ультрафиолет солнца «сортирует» изотопы углерода, то почему мы не наблюдаем подобного эффекта в земной атмосфере? Ведь углекислый газ — важный компонент и земной атмосферы.

Земная атмосфера, в отличие от марсианской, содержит значительное количество кислорода. Кислород, как известно, является мощным окислителем, и быстро окисляет CO, образующийся при фотолизе CO2, обратно в CO2. В результате изотопный состав углерода в земном CO2 усредняется и не отражает эффекта «солнечной сортировки».

Авторы исследования утверждают, что CO мог быть основным строительным материалом для органических молекул на раннем Марсе. Но разве CO — не ядовитый газ, опасный для живых организмов?

Да, CO — ядовитый газ для человека и многих других живых организмов. Однако не стоит забывать, что жизнь на Земле невероятно разнообразна, и некоторые виды микроорганизмов не только не боятся CO, но и используют его в своем метаболизме. Вполне возможно, что и на раннем Марсе, если там существовала жизнь, она могла адаптироваться к CO и использовать его в качестве источника углерода.

Авторы исследования построили модель, объясняющую изотопный состав марсианской органики. Но насколько эта модель универсальна? Может ли она объяснить изотопный состав органики, обнаруженной в других местах Солнечной системы, например, на кометах или спутниках Юпитера и Сатурна?

Модель, предложенная в исследовании, разработана специально для условий раннего Марса. Насколько она применима к другим объектам Солнечной системы — предмет будущих исследований.