Луна была океаном магмы? Данные Chandrayaan-3 подтверждают гипотезу

Индийская миссия «Чандраян-3» не просто доставила на Луну посадочный модуль и луноход. Она открыла окно в далекое прошлое нашего спутника, позволив прикоснуться к истории, насчитывающей миллиарды лет. Данные, собранные «Прагьяном» в южной полярной области Луны, подтверждают гипотезу о существовании глобального океана магмы, покрывавшего новорожденную Луну. Но что это значит для нашего понимания эволюции спутника Земли?

Ключевым элементом исследования стал анализ лунного реголита — слоя пыли и обломков, покрывающего лунную поверхность. Оказалось, что состав реголита в месте посадки «Викрама» удивительно схож с образцами, собранными миссиями «Аполлон-16» и «Луна-20» в экваториальной области. Эта однородность состава, несмотря на значительную географическую удаленность точек сбора, свидетельствует о едином источнике — магматическом океане, остывание и кристаллизация которого сформировали первичную лунную кору.

Океан магмы на Луне, вольная интерпретация
Автор: ИИ Copilot Designer//DALL·E 3 Источник: www.bing.com

Но данные «Чандраян-3» не просто подтверждают существующую теорию. Они добавляют новые нюансы, заставляющие переосмыслить некоторые аспекты модели лунного магматического океана. Так, обнаруженная более высокая концентрация магния в реголите указывает на более сложный состав первичной коры, чем предполагалось ранее.

Возможно, мы имеем дело не с чистым ферроанортизитом, а с смесью различных пород, сформировавшихся на разных этапах остывания магматического океана. Эта смесь могла быть «перемешана» в результате многочисленных метеоритных бомбардировок, оставивших на лунной поверхности бесчисленные кратеры.

Особую роль в этом процессе, вероятно, сыграл гигантский ударный бассейн «Южный полюс — Эйткен», образовавшийся в результате столкновения с крупным космическим телом. Выброшенные при ударе породы могли покрыть значительную часть лунной поверхности, включая место посадки «Чандраян-3».

Посадочный модуль «Викрам» на поверхности Луны, заснятый луноходом «Прагъян»
Автор: Indian Space Research Organisation (GODL-India), GODL-India Источник: commons.wikimedia.org

Таким образом, данные индийской миссии позволяют нам не только заглянуть в далекое прошлое Луны, но и лучше понять процессы, сформировавшие ее современный облик. Они подтверждают важность «наземных» исследований, которые дают нам возможность проверить и уточнить данные, полученные с орбитальных аппаратов.

Более того, изучение лунного реголита помогает нам лучше интерпретировать данные о лунных метеоритах, которые являются своеобразными «посланниками» из различных регионов Луны. Зная состав реголита в разных точках лунной поверхности, мы можем более точно определить происхождение этих метеоритов и получить дополнительную информацию о геологической истории нашего спутника.

Миссия «Чандраян-3» — это лишь один шаг на пути к полному пониманию эволюции Луны. Но этот шаг оказался чрезвычайно важным, открыв новые горизонты для дальнейших исследований. И можно быть уверенным, что в будущем нас ждут еще более удивительные открытия, которые помогут нам разгадать все тайны нашего ближайшего космического соседа.