Квантовый эффект Холла и аномалия четности: ученые ищут ключ к новым технологиям

В мире квантовой физики, где царят неопределенность и парадоксы, ученые постоянно ищут ключи к разгадке тайн природы. Одним из таких ключей может стать аномалия четности, явление, предсказанное еще в 1980-х годах, но до сих пор не имевшее экспериментального подтверждения.

Исследователи из Вюрцбургского университета имени Юлиуса-Максимилиана (Германия) сделали важный шаг в этом направлении, наблюдая необычный квантовый эффект Холла в микроскопическом устройстве из теллурида ртути (HgTe). Этот эффект, как оказалось, непосредственно связан с аномалией четности, что открывает новые возможности для изучения фундаментальных свойств квантового мира.

Невидимые танцоры на квантовой сцене

Чтобы понять суть открытия, нужно заглянуть в мир топологических изоляторов — материалов, которые ведут себя как изоляторы внутри, но проводят электричество по своей поверхности. Такое необычное поведение обусловлено особыми электронными состояниями, которые существуют только на границе материала.

Представьте себе балетную сцену, где танцоры могут двигаться только по краю, не заступая на центральную часть. Электроны в топологических изоляторах ведут себя подобно этим танцорам, и их движение определяется законами квантовой механики.

Аномалия, нарушающая симметрию

Одним из фундаментальных принципов физики является симметрия четности, которая означает, что законы природы одинаковы для системы и ее зеркального отражения. Однако в квантовом мире эта симметрия может нарушаться, что и происходит в случае аномалии четности.

В топологических изоляторах аномалия четности проявляется в том, что электронные состояния на поверхности материала не симметричны относительно зеркального отражения. Это нарушение симметрии приводит к спектральной асимметрии, которая может быть обнаружена по изменениям электрического сопротивления.

Повторный квантовый эффект Холла — ключ к разгадке

В своем эксперименте физики из Вюрцбурга наблюдали повторный квантовый эффект Холла, который проявляется в том, что электрическое сопротивление материала изменяется ступенчато при изменении магнитного поля. Особенность этого эффекта в данном случае заключалась в том, что он возникал именно благодаря спектральной асимметрии, вызванной аномалией четности.

Устройство бара Холла. Иллюстрация структуры слоя (толщина не в масштабе) и конфигурации измерений Холла. Обозначим слой топологического изолятора (Hg, Mn) Te и барьеры (Hg, Cd) Te. Легированная подложка GaAs действует как нижний затвор и отделена от нижнего барьера буфером CdTe. Верхний затвор Au/Ti отделен тонким изолирующим HfOy слой. Измерения переноса выполняются через омические контакты Au/AuGe.
Автор: L.-X. Wang, W. Beugeling, F. Schmitt, L. Lunczer, J.-B. Mayer, H. Buhmann, E. M. Hankiewicz, L. W. Molenkamp, Spectral Asymmetry Induces a Re-Entrant Quantum Hall Effect in a Topological Insulator. Adv. Sci. 2024, 2307447. https://doi.org/10.1002/advs.202307447 Источник: onlinelibrary.wiley.com

Это открытие имеет большое значение для фундаментальной физики, поскольку оно дает первое экспериментальное подтверждение существования аномалии четности в твердых телах. Кроме того, оно открывает новые возможности для изучения топологических изоляторов и их уникальных свойств.

Реентерабельный квантовый эффект Холла в 3D топологическом изоляторе из-за спектральной асимметрии. а) Механизм спектральной асимметрии. При увеличении магнитного поля B происходит потеря инверсии зоны, и нулевой уровень Ландау переходит из валентной зоны в зону проводимость. b) Наблюдение реентерабельного квантового эффекта Холла в режиме p-типа.

Взгляд в будущее: новые технологии на грани квантового мира

Исследование аномалии четности и ее влияния на свойства топологических изоляторов имеет не только фундаментальное, но и прикладное значение. Топологические изоляторы обладают потенциалом для создания новых электронных устройств, таких как квантовые компьютеры и сверхпроводящие транзисторы.

Понимание аномалии четности и ее роли в формировании электронных свойств топологических изоляторов может помочь ученым разработать новые материалы и устройства с уникальными характеристиками.

Таким образом, изучение танца электронов на грани топологических изоляторов открывает дверь в удивительный квантовый мир, где нарушение симметрии рождает новые возможности для технологий будущего.