Куда улетает атмосфера? NASA обнаружило электрическое поле, управляющее этим процессом

На протяжении десятилетий ученые, исследующие земную атмосферу, сталкивались с парадоксом: несмотря на удерживающее воздействие гравитации, наша планета непрерывно теряет часть своих атмосферных частиц, которые устремляются в космическое пространство. Солнечное излучение, безусловно, играет важную роль в этом процессе, вызывая нагрев и «испарение» верхних слоев атмосферы. Однако, наблюдения, проведенные еще в конце 60-х годов с помощью космических аппаратов, показали, что утечка атмосферы, особенно в полярных областях, происходит более интенсивно, чем можно объяснить только влиянием солнечного излучения. Ученые предположили, что существует некий дополнительный механизм, способствующий ускорению атмосферных частиц и их выходу за пределы земного притяжения.

Разгадка этой загадки пришла совсем недавно благодаря открытию нового фундаментального явления — электрического поля, окутывающего нашу планету и получившего название «полярный ветер». Это открытие, ставшее результатом более чем полувекового поиска и кульминацией сложного эксперимента, проведенного NASA с использованием зондирующей ракеты Endurance, кардинально меняет наше представление о динамике земной атмосферы и открывает новые горизонты для исследования планет Солнечной системы.

Полярный ветер, иллюстрация
Автор: ИИ Copilot Designer//DALL·E 3 Источник: www.bing.com

Полярный ветер, действуя подобно невидимому дирижеру, управляет движением заряженных частиц — ионов и электронов — в верхних слоях атмосферы, начиная с высоты примерно 250 километров. На этой высоте нейтральные атомы под воздействием солнечного излучения начинают распадаться на ионы и электроны, образуя ионосферу. Именно здесь вступает в игру полярный ветер, создавая электрическое поле, которое, несмотря на свою относительно слабую напряженность (сравнимую с напряжением обычной батарейки для часов), оказывает решающее влияние на дальнейшую судьбу атмосферных частиц.

Ключевым моментом в действии полярного ветра является его взаимодействие с ионами водорода, которые являются наиболее распространенным видом ионов в верхних слоях атмосферы. Электрическое поле полярного ветра действует на эти ионы с силой, которая более чем в десять раз превышает силу земного притяжения. В результате ионы водорода, словно выпущенные из пращи, получают мощное ускорение и устремляются в космос со сверхзвуковой скоростью, формируя поток заряженных частиц, который был обнаружен учеными еще в конце 60-х годов, но долгое время оставался необъясненным.

Дальнейшие исследования, проведенные с помощью ракеты Endurance, показали, что полярный ветер влияет не только на легкие ионы водорода, но и на более тяжелые ионы кислорода. Они также получают импульс от электрического поля, хотя и не такой мощный, как водород. Это открытие подтверждает важную роль полярного ветра в формировании и динамике верхних слоев атмосферы, выступая своего рода «конвейером», который непрерывно транспортирует ионы в космос, преодолевая силу земного притяжения.

Полярный ветер, иллюстрация
Автор: ИИ Copilot Designer//DALL·E 3 Источник: www.bing.com

Ученые полагают, что полярный ветер — это явление, которое может существовать не только на Земле, но и на других планетах, обладающих атмосферой. Поскольку его возникновение обусловлено внутренними процессами планеты, в частности, взаимодействием между ионосферой и магнитным полем, аналогичные поля могут формироваться и на других планетах, таких как Венера и Марс. Изучение полярного ветра на этих планетах представляет огромный интерес для науки, поскольку поможет расширить наши знания о формировании и эволюции атмосфер в Солнечной системе, а также о факторах, влияющих на их состав и стабильность.

Открытие полярного ветра — это не просто научный прорыв, это новый этап в понимании нашей планеты и ее места в космосе. Дальнейшие исследования этого явления, несомненно, принесут много новых открытий и помогут ответить на множество вопросов, связанных с эволюцией земной атмосферы, ее взаимодействием с солнечным ветром и магнитным полем Земли, а также с формированием и поддержанием условий, необходимых для существования жизни на нашей планете. Невидимая рука Земли, формирующая и защищающая нашу атмосферу, наконец, обнаружена, и ее изучение открывает перед нами удивительные перспективы для понимания происхождения и эволюции жизни во Вселенной.