Как деформация делает материалы прочнее? Ученые заглянули внутрь кристаллической решетки

С незапамятных времен, когда человечество только начинало осваивать искусство обработки металлов, кузнецы эмпирическим путем обнаружили удивительное свойство бронзы и железа: чем интенсивнее деформировать эти металлы ковкой или изгибом, тем большей прочностью они обладают после обработки. Этот феномен, известный как деформационное упрочнение или нагартовка, и по сей день является одним из краеугольных камней металлургии и различных отраслей промышленности, позволяя целенаправленно повышать прочность изделий из металла — от несущих конструкций автомобилей до проводов, используемых в линиях электропередач. Однако, несмотря на многовековую историю применения этого метода, ученые до недавнего времени не имели возможности детально изучить процессы, происходящие на атомарном уровне внутри материала во время деформационного упрочнения, и могли лишь строить гипотезы о тонкостях этого явления.

Ковка металла, иллюстрация
Автор: ИИ Copilot Designer//DALL·E 3 Источник: www.bing.com

Настоящий прорыв в изучении деформационного упрочнения совершила группа исследователей из Гарвардской школы инженерных и прикладных наук. Используя новейшие методы микроскопии, им удалось впервые в истории науки заглянуть в самую суть этого процесса и раскрыть его фундаментальные механизмы на уровне взаимодействия атомов. Это открытие, опубликованное в авторитетном научном журнале Nature, обещает принести революционные изменения в материаловедение и открыть новые горизонты для создания инновационных материалов с повышенной прочностью и долговечностью.

В центре внимания — дислокации

Как оказалось, ключевую роль в процессе деформационного упрочнения играют так называемые дислокации — несовершенства кристаллической решетки, своеобразные «дефекты» в строгой и упорядоченной структуре, образованной атомами материала. Ранее ученым было известно, что в процессе деформации материала дислокации формируют сложные и разветвленные сети, которые препятствуют свободному движению атомов и, как следствие, приводят к повышению прочности материала. Однако детальная картина взаимодействия дислокаций друг с другом и их влияния на механические свойства материала оставалась неясной.

Коллоидные кристаллы — удобная модель для исследований

Для того, чтобы детально изучить сложный процесс взаимодействия дислокаций, ученые обратились к использованию коллоидных кристаллов — структур, состоящих из микроскопических частиц, размеры которых в тысячи раз превышают размеры отдельных атомов. Коллоидные кристаллы, подобно атомным, способны формировать упорядоченные кристаллические решетки и демонстрировать свойства, сходные со свойствами металлов, однако они значительно мягче металлов, что делает их идеальным объектом для наблюдения с помощью оптического микроскопа.

a, Схема эксперимента. Коллоидные кристаллы выращиваются путем осаждения частиц размером 1,55 мкм на шаблонах с квадратным рисунком ямок. Шаблоны диктуют рост монокристаллов fcc вдоль направления [001] fcc. Кристаллы сдвигаются путем смещения решетки, встроенной в частицы, в направлении [010] fcc. b, В элементарной ячейке fcc отмечены четыре близко расположенные плоскости {111}. c, В процессе седиментации на четырех плоскостях {111} образуются разломы стопорения hcp (оранжевый) в кристалле fcc (зеленый). d, Разломы стекинга возникают из-за движения частичных дислокаций Шокли (желтая линия на рисунке d), которые ослабляют примерно 1 % деформацию несоответствия, вызванную несоответствием между расстоянием между шаблонами и постоянной кристаллической решетки. e, Снимок эквивалентной деформации фон Мизеса, рассчитанной для γ ≈ 0,04 относительно системы отсчета, определенной при γ = 0. Пластическое течение опосредовано скольжением по плоскостям {111} fcc, классическим легко скользящим плоскостям, о чем свидетельствуют высокие значения деформации фон Мизеса (Дополнительное видео 5). c и e соответствуют одной и той же области кристалла. Масштабная линейка, 20 мкм (в, д).
Автор: Kim, S., Svetlizky, I., Weitz, D.A. et al. Work hardening in colloidal crystals. Nature 630, 648-653 (2024). https://doi.org/10.1038/s41586-024-07453-6 CC-BY 4.0 Источник: www.nature.com

В рамках исследования ученые вырастили коллоидные кристаллы, состоящие из миллионов отдельных частиц, и подвергли их контролируемой деформации, внимательно отслеживая движение каждой отдельной частицы с помощью конфокального микроскопа. Результаты эксперимента оказались неожиданными: коллоидные кристаллы продемонстрировали выраженное деформационное упрочнение, которое по своей степени даже превосходило упрочнение, наблюдаемое у многих металлов.

Универсальные механизмы упрочнения

Благодаря тщательному анализу полученных данных, ученые смогли установить, что упрочнение коллоидных кристаллов напрямую связано с процессами образования и взаимодействия дислокаций. Эти микроскопические дефекты, переплетаясь и запутываясь друг с другом в процессе деформации, формируют эффективный барьер, препятствующий дальнейшему движению атомов и, соответственно, дальнейшей деформации материала.

Важнейший вывод, который сделали ученые по итогам исследования, заключается в том, что механизмы деформационного упрочнения, наблюдаемые в коллоидных кристаллах, носят универсальный характер и могут быть применены для объяснения поведения широкого спектра материалов, включая металлы. Именно высокая плотность дислокаций, которую способны накапливать коллоидные кристаллы в процессе деформации, объясняет их необычайно высокую степень упрочнения по сравнению с другими материалами.

a, Скольжение ведущих частичных дислокаций создает дефекты стопки hcp, в то время как скольжение отстающих дислокаций устраняет дефекты стопки. b, срез плоскости (111), соответствующий примеру A. Доминирующие дислокации (синие) относятся к типу trailing; 1/6 (211) дислокации устраняют hcp-разрывы стопки (оранжевые частицы), которые были оставлены движением дислокаций Shockley misfit, образовавшихся в процессе эпитаксиального роста кристалла. c, Разрывы стопки, лежащие на доминирующих (111) плоскостях. Разломы стэкинга, образовавшиеся до процесса деформации (вверху), исчерпываются к моменту, когда пластическое течение достигает γP = 0,18 (внизу). Кристалл был нарезан в диапазоне 10 < z < 40 мкм. d, Эволюция числа частиц hcp на плоскости (111), Nhcp, показанного в c, нормированного на общее число частиц, N. Уменьшение Nhcp/N до малых значений знаменует конец перехода к локализации (синий фон). После этого объемная деформация полностью прекращается (желтый фон). Масштабные линейки, 20 мкм (б); 50 мкм (в).
Новые перспективы в материаловедении

Открытие, сделанное гарвардскими учеными, имеет фундаментальное значение для понимания природы прочности материалов и открывает новые пути для разработки инновационных материалов с улучшенными механическими свойствами, способных выдерживать экстремальные нагрузки и работать в самых суровых условиях эксплуатации.

Полученные в ходе исследования знания позволят существенно усовершенствовать компьютерные модели, используемые для прогнозирования поведения материалов при деформации, и создавать более точные и эффективные методы проектирования новых материалов с заданными механическими свойствами. Это открывает широкие перспективы для создания более легких, прочных и долговечных материалов для различных областей применения — от авиастроения и космической техники до медицины и электроники.

Исследование гарвардских ученых — это важный шаг на пути к более глубокому пониманию мира материалов и созданию новых технологий, которые изменят нашу жизнь к лучшему.