Иллюзия бесконечности: ученые сомневаются в форме Вселенной

Взгляните на ночное небо. Миллиарды звезд, разбросанные по темному полотну, кажутся бесконечными. Но так ли это на самом деле? А что, если Вселенная вовсе не безгранична, а замкнута сама на себя, подобно лабиринту с хитросплетенными коридорами?

Упрощенный вариант «скрученного» тора гипотетической Вселенной

Ученые-космологи уже давно задаются вопросом о топологии Вселенной, то есть о ее форме и геометрии. Долгое время считалось, что наблюдения за реликтовым излучением, эхом Большого взрыва, исключают многие экзотические варианты. Но международная группа исследователей, объединившаяся в коллаборацию COMPACT, решила взглянуть на проблему свежим взглядом.

И оказалось, что Вселенная может быть гораздо хитрее, чем мы думаем!

Топологический калейдоскоп

Представьте себе куб. А теперь согните его так, чтобы противоположные грани соприкоснулись и склеились. Повторите это с двумя другими парами граней. Получится трехмерный тор — одна из возможных форм Вселенной. В таком мире луч света, отправившись в путешествие, рано или поздно вернется в исходную точку, обогнув замкнутое пространство.

Линии участка внутри 3-тора образуют замкнутые петли, которые возвращаются к зрителю, так что кажется, что все повторяется бесконечно.
Автор: Jeff Weeks GNU General Public License Источник: commons.wikimedia.org

И это лишь один из вариантов! Существуют и другие, еще более сложные топологии, где пространство искривляется и замыкается само на себя, образуя петли и туннели.

Зеркальный лабиринт

Представьте себе: вы смотрите в телескоп и видите… самих себя! Это не фантастика, а вполне возможная реальность, если наша Вселенная обладает определенной топологией. Свет, путешествуя по замкнутым петлям, может создавать оптические иллюзии, повторяя один и тот же участок космоса в разных направлениях.

Карта (панорама) анизотропии реликтового излучения (горизонтальная полоса — засветка от галактики Млечный Путь). Красные цвета означают более горячие области, а синие цвета — более холодные области. По данным спутника WMAP
Автор: NASA/Goddard/WMAP Science Team. http://lambda.gsfc.nasa.gov/product/map/dr2/m_images.cfm (image link), Общественное достояние Источник: commons.wikimedia.org

Однако есть нюанс: размер этих петель должен быть относительно небольшим, чтобы свет успел пройти по ним за время существования Вселенной. Если петли слишком большие, то есть находятся за так называемым «горизонтом реликтового излучения» (самым старым светом, который мы можем видеть во Вселенной), то иллюзия не возникнет — свет просто не успеет дойти до нас.

Новые горизонты исследований

COMPACT сосредоточилась на трех вариантах топологии: трехмерном торе и двух его модификациях с «скручиванием» пространства. Оказалось, что первые два варианта вполне совместимы с наблюдениями, даже если их масштабы меньше, чем горизонт реликтового излучения! Скрученность пространства приводит к тому, что одна и та же область Вселенной, видимая через замкнутую петлю, будет выглядеть по-разному, но при этом сохранит определенные корреляции. Поиск таких корреляций в реликтовом излучении — следующая задача для ученых.

Изучение топологии Вселенной — это не просто игра ума. Оно может помочь нам понять процессы, происходившие в первые мгновения после Большого взрыва, и приблизиться к разгадке тайн рождения нашего мира.

Кто знает, возможно, в будущем мы сможем не только наблюдать далекие галактики, но и путешествовать по космическим туннелям, сокращая путь к звездам. Но это уже совсем другая история…

Как ученые могут отличить «повторяющиеся» участки Вселенной, вызванные топологией, от просто похожих областей космоса?

Это сложная задача. Ученые ищут специфические корреляции в реликтовом излучении, которые могли бы указывать на наличие замкнутых петель в пространстве. Такие корреляции были бы очень слабыми, но с помощью современных инструментов их можно обнаружить.

Если мы найдем доказательства экзотической топологии Вселенной, что это изменит в нашем понимании космоса?

Это будет революционным открытием! Оно укажет на то, что законы физики в ранней Вселенной были еще более сложными и интересными, чем мы предполагали. Возможно, нам придется пересмотреть многие существующие теории о Большом взрыве и эволюции космоса.

Может ли топология Вселенной влиять на нашу повседневную жизнь?

Скорее всего, нет. Топология Вселенной проявляется на очень больших масштабах, которые не влияют на нашу планету или Солнечную систему.

Если Вселенная имеет сложную топологию, может ли это означать, что существуют другие вселенные, «склеенные» с нашей?

Это одна из интригующих гипотез. Некоторые теории предполагают существование мультивселенной, где наша Вселенная — лишь одна из множества. Возможно, эти вселенные соприкасаются друг с другом в определенных точках, образуя «кротовые норы» или другие переходы.