Гелиосфера не справилась: как Земля пережила встречу с межзвездным облаком

Что если история человечества приняла свой поворот не только благодаря земным, но и космическим факторам? Новые исследования указывают на то, что всего 2 миллиона лет назад Солнечная система столкнулась с ледяным дыханием межзвездного облака. Это событие, как предполагают ученые, погрузило Землю в мини-ледниковый период и, возможно, дало мощный толчок эволюции человека.

Доказательства? Они кроются не в исторических хрониках, а в глубинах океана и ледяных шапках Антарктиды. Речь идет об изотопах железа-60 и плутония-244, обнаруженных в отложениях возрастом около 2 миллионов лет. Эти элементы не образуются на Земле естественным путем, а значит, были занесены из космоса.

Астрономы смоделировали движение Солнца и обнаружили, что примерно в это же время наша звезда могла пройти сквозь облако холодного газа, известное как Local Ribbon of Cold Clouds (LRCC). Более того, расчеты показали, что во время этого «свидания» гелиосфера — защитный пузырь, окружающий Солнечную систему, — сжалась до беспрецедентно малых размеров, оказавшись меньше орбиты Земли.

Земля, укутанная холодным межзвездным облаком, иллюстрация

В результате наша планета, лишенная привычной защиты, оказалась под ударом потока космических лучей и холодного межзвездного вещества.

На этой визуализации три 21-см канала скоростей, каждый шириной 0,786 км с-1, отображены на красный, синий и зеленый цвета. Красный цвет обозначает 8 км с-1, зеленый — 8,7 км с-1 и синий — 9,5 км с-1, все в рамках местного стандарта покоя (LSR). Шкала логарифмическая от 2 до 40 K яркостной температуры. Техника визуализации разработана таким образом, чтобы холодные облака выделялись цветом (зеленый и красный для левого компонента и радужно-голубой для правого), используя преимущества узости их профилей скоростей по сравнению с более теплым фоновым газом, расположенным гораздо дальше.
Автор: Opher, M., Loeb, A. & Peek, J.E.G. A possible direct exposure of the Earth to the cold dense interstellar medium 2-3 Myr ago. Nat Astron (2024). https://doi.org/10.1038/s41550-024-02279-8 CC-BY 4.0 Источник: www.nature.com

Последствия этого «космического душа» могли быть драматическими.

Во-первых, резко изменился климат: огромное количество нейтрального водорода, проникшего в атмосферу, могло вызвать глобальное похолодание.

Визуализация LRCC с двумя LxCC, выделенными красным. Солнце показано в галактической плоскости в точке (0,0), с сеткой 10 пк для масштаба. Черная пунктирная линия представляет собой траекторию движения Солнца в системе покоя LRCC. Серые пунктирные линии представляют 68% доверительный интервал прошлого пути Солнца, который занимает только 1,3% всего неба.

Удивительное совпадение: именно в этот период — 2 миллиона лет назад — на эволюционной арене появляются предки современного человека. Возможно, именно суровые условия, вызванные «космическим дождем», дали толчок развитию уникальных способностей Homo sapiens: большого мозга, сложного поведения, способности к абстрактному мышлению.

Гелиосфера в конце моделирования в 44 года в меридиональной плоскости при y = 0 au. Контуры — скорость. Гелиосфера сжимается до 0,22 au в носовой части. Она сохраняет вытянутую кометную форму и подвергает все планеты воздействию холодного плотного вещества ISM.

Эта гипотеза, несомненно, требует дальнейших исследований. Однако она открывает новые перспективы в понимании эволюции человека, напоминая нам, что мы — дети не только Земли, но и Вселенной с ее непредсказуемыми сюрпризами.

Если бы столкновения с облаком LRCC не произошло, был бы Homo sapiens сегодня?

Конечно, нельзя с уверенностью утверждать, что без «космического толчка» эволюция пошла бы другим путем. Однако нельзя исключать, что суровые условия, вызванные столкновением, стали стимулом для развития тех самых качеств, которые сделали нас людьми: способности к адаптации, сотрудничеству, абстрактному мышлению.

Может ли подобное столкновение с межзвездным облаком повториться? И если да, то каковы будут последствия для современной цивилизации?

Солнечная система продолжает свое путешествие сквозь галактику, и вероятность встречи с другими облаками межзвездного газа остается. Однако не стоит ждать второго пришествия «ледникового периода». Современная цивилизация обладает развитыми технологиями и значительно лучше защищена от космических катаклизмов. Тем не менее, такие события могут вызвать нарушения в работе спутников, проблемы с радиосвязью, а также оказать непредсказуемое влияние на климат.

Могут ли на других планетах Солнечной системы быть следы подобных столкновений с межзвездными облаками?

Изучение геологической истории Марса, Европы (спутника Юпитера) или Титана (спутника Сатурна) может выявить следы древних катастроф, связанных с воздействием межзвездной среды. Это помогло бы лучше понять, насколько часто происходят подобные события и как они влияют на эволюцию планетных систем.

3 комментария

O
«Во-вторых, значительно возросла интенсивность космических лучей. Обычно гелиосфера служит нам надежным щитом, однако во время столкновения с LRCC этот щит практически исчез. Земля подверглась мощному облучению, которое, несомненно, сказалось на живых организмах.»
Про магнитосферу земли аккуратно забываем.(рукалицо)
m
Не ясно ваше возмущение, что не так?
O
Специалисты из университета Джонса Хопкинса (США) предполагают, что во время инверсий магнитосфера Земли ослабевала настолько, что космическое излучение могло достигать поверхности Земли, поэтому это явление могло наносить вред живым организмам на планете, а очередная смена полюсов может привести к ещё более серьёзным последствиям для человечества вплоть до глобальной катастрофы[6].
Я готов согласиться со статьёй про магнитосферу, что она защищает Землю. Но про гелиосферу — притянуто за уши, как по мне.