Гелиосфера не справилась: как Земля пережила встречу с межзвездным облаком

Что если история человечества приняла свой поворот не только благодаря земным, но и космическим факторам? Новые исследования указывают на то, что всего 2 миллиона лет назад Солнечная система столкнулась с ледяным дыханием межзвездного облака. Это событие, как предполагают ученые, погрузило Землю в мини-ледниковый период и, возможно, дало мощный толчок эволюции человека.

Доказательства? Они кроются не в исторических хрониках, а в глубинах океана и ледяных шапках Антарктиды. Речь идет об изотопах железа-60 и плутония-244, обнаруженных в отложениях возрастом около 2 миллионов лет. Эти элементы не образуются на Земле естественным путем, а значит, были занесены из космоса.

Астрономы смоделировали движение Солнца и обнаружили, что примерно в это же время наша звезда могла пройти сквозь облако холодного газа, известное как Local Ribbon of Cold Clouds (LRCC). Более того, расчеты показали, что во время этого «свидания» гелиосфера — защитный пузырь, окружающий Солнечную систему, — сжалась до беспрецедентно малых размеров, оказавшись меньше орбиты Земли.

Земля, укутанная холодным межзвездным облаком, иллюстрация

В результате наша планета, лишенная привычной защиты, оказалась под ударом потока космических лучей и холодного межзвездного вещества.

На этой визуализации три 21-см канала скоростей, каждый шириной 0,786 км с-1, отображены на красный, синий и зеленый цвета. Красный цвет обозначает 8 км с-1, зеленый — 8,7 км с-1 и синий — 9,5 км с-1, все в рамках местного стандарта покоя (LSR). Шкала логарифмическая от 2 до 40 K яркостной температуры. Техника визуализации разработана таким образом, чтобы холодные облака выделялись цветом (зеленый и красный для левого компонента и радужно-голубой для правого), используя преимущества узости их профилей скоростей по сравнению с более теплым фоновым газом, расположенным гораздо дальше.
Автор: Opher, M., Loeb, A. & Peek, J.E.G. A possible direct exposure of the Earth to the cold dense interstellar medium 2-3 Myr ago. Nat Astron (2024). https://doi.org/10.1038/s41550-024-02279-8 CC-BY 4.0 Источник: www.nature.com

Последствия этого «космического душа» могли быть драматическими.

Во-первых, резко изменился климат: огромное количество нейтрального водорода, проникшего в атмосферу, могло вызвать глобальное похолодание.

Визуализация LRCC с двумя LxCC, выделенными красным. Солнце показано в галактической плоскости в точке (0,0), с сеткой 10 пк для масштаба. Черная пунктирная линия представляет собой траекторию движения Солнца в системе покоя LRCC. Серые пунктирные линии представляют 68% доверительный интервал прошлого пути Солнца, который занимает только 1,3% всего неба.

Во-вторых, значительно возросла интенсивность космических лучей. Обычно гелиосфера служит нам надежным щитом, однако во время столкновения с LRCC этот щит практически исчез. Земля подверглась мощному облучению, которое, несомненно, сказалось на живых организмах.

Удивительное совпадение: именно в этот период — 2 миллиона лет назад — на эволюционной арене появляются предки современного человека. Возможно, именно суровые условия, вызванные «космическим дождем», дали толчок развитию уникальных способностей Homo sapiens: большого мозга, сложного поведения, способности к абстрактному мышлению.

Гелиосфера в конце моделирования в 44 года в меридиональной плоскости при y = 0 au. Контуры — скорость. Гелиосфера сжимается до 0,22 au в носовой части. Она сохраняет вытянутую кометную форму и подвергает все планеты воздействию холодного плотного вещества ISM.

Эта гипотеза, несомненно, требует дальнейших исследований. Однако она открывает новые перспективы в понимании эволюции человека, напоминая нам, что мы — дети не только Земли, но и Вселенной с ее непредсказуемыми сюрпризами.

Если бы столкновения с облаком LRCC не произошло, был бы Homo sapiens сегодня?

Конечно, нельзя с уверенностью утверждать, что без «космического толчка» эволюция пошла бы другим путем. Однако нельзя исключать, что суровые условия, вызванные столкновением, стали стимулом для развития тех самых качеств, которые сделали нас людьми: способности к адаптации, сотрудничеству, абстрактному мышлению.

Может ли подобное столкновение с межзвездным облаком повториться? И если да, то каковы будут последствия для современной цивилизации?

Солнечная система продолжает свое путешествие сквозь галактику, и вероятность встречи с другими облаками межзвездного газа остается. Однако не стоит ждать второго пришествия «ледникового периода». Современная цивилизация обладает развитыми технологиями и значительно лучше защищена от космических катаклизмов. Тем не менее, такие события могут вызвать нарушения в работе спутников, проблемы с радиосвязью, а также оказать непредсказуемое влияние на климат.

Могут ли на других планетах Солнечной системы быть следы подобных столкновений с межзвездными облаками?

Изучение геологической истории Марса, Европы (спутника Юпитера) или Титана (спутника Сатурна) может выявить следы древних катастроф, связанных с воздействием межзвездной среды. Это помогло бы лучше понять, насколько часто происходят подобные события и как они влияют на эволюцию планетных систем.