Динозавры против науки: как палеонтология разрушает устоявшиеся теории

С незапамятных времен наука стремилась найти закономерности в хаосе природы, вывести универсальные правила, объясняющие устройство мира. Одним из таких постулатов, казавшихся незыблемыми, было правило Бергмана, утверждающее, что животные, обитающие в холодных климатических условиях, обладают более крупными размерами тела по сравнению со своими теплолюбивыми сородичами. Однако новое исследование, проведенное учеными Университета Аляски в Фэрбенксе и Университета Рединга, вносит интригующий поворот в эту устоявшуюся картину.

Отправной точкой исследования стал простой, но дерзкий вопрос: а подчиняются ли правилу Бергмана динозавры? Ведь эти древние гиганты населяли Землю в самых разнообразных климатических условиях, от жарких тропиков до заснеженных полярных регионов. В поисках ответа ученые обратились к бесценному хранилищу информации — палеонтологической летописи.

Изучив данные о сотнях видов динозавров, включая обитателей холодной Аляски, исследователи пришли к неожиданному выводу: правило Бергмана не работает. Ни гигантские завроподы, ни хищные тероподы, бродившие по заснеженным просторам древней Аляски, не отличались большими размерами по сравнению со своими родственниками из более теплых регионов.

Три верхних ряда показывают географическое распределение мезозойских динозавров в меловом, юрском и триасовом периодах. В нижнем ряду показано географическое распространение мезозойских млекопитающих. Палеогеографические карты показывают местонахождения ископаемых таксонов, полученные от GPlates с использованием хроносферы пакета R81, с точками, масштабированными по журналу10-трансформированные размеры тела (миллиметры для динозавров и граммы для млекопитающих). Цвета обозначают приблизительную среднюю среднегодовую палеотемпературу (слева) и среднюю палеотемпературу в холодный месяц (справа) в °C. Силуэты выделяют Nanuqsaurus и Pachyrhinosaurus из высокоширотной меловой формации Prince Creek Formation, а также мезозойские формы млекопитающих Morganucodon и Steropodon, окрашенные по оценкам MAT и CMMT (°C). Среднегодовая температура MAT, средняя температура в холодный месяц CMMT, млн лет назад, логарифм LogFem10-трансформированная окружность бедренной кости, LogMass log10-трансформированная масса тела.
Автор: Wilson, L.N., Gardner, J.D., Wilson, J.P. et al. Global latitudinal gradients and the evolution of body size in dinosaurs and mammals. Nat Commun15, 2864 (2024). https://doi.org/10.1038/s41467-024-46843-2 (CC-BY 4.0) Источник: www.nature.com

Но на этом сюрпризы не закончились. Ученые решили проверить, насколько правило Бергмана применимо к современным животным — птицам и млекопитающим, потомкам динозавров и древних млекопитающих. И снова результат оказался отрицательным. Широта, климат, температура — ни один из этих факторов не оказывал существенного влияния на размеры тела современных животных.

Так что же получается? Неужели правило Бергмана — всего лишь миф, красивая научная теория, разбившаяся о суровую реальность? Возможно, ответ не так однозначен. Исследование показало, что данное правило применимо лишь к небольшой группе теплокровных животных и только при учете температуры, игнорируя все остальные климатические факторы.

Получается, что правило Бергмана — скорее исключение, чем правило. А это значит, что мир природы гораздо сложнее и многограннее, чем мы привыкли думать. Эволюция размеров тела животных — это сложный процесс, зависящий от множества факторов, включая доступность пищи, конкуренцию, особенности размножения и многое другое.

Это исследование — яркий пример того, как палеонтология помогает нам переосмыслить устоявшиеся научные догмы и взглянуть на мир свежим взглядом. Ведь прошлое — это не просто набор фактов, а ключ к пониманию настоящего и будущего. И кто знает, какие еще удивительные открытия ждут нас в глубинах палеонтологической летописи?