Ближе к разгадке происхождения жизни? Ученые моделируют образование глицериновой кислоты в условиях глубокого космоса

В поисках ответов на вечные вопросы о происхождении жизни, ученые из Университета Гавайев в Маноа совершили прорыв, который может перевернуть наше понимание этой загадки. В холодных лабораторных условиях, имитирующих межзвездное пространство, была синтезирована глицериновая кислота — молекула, стоящая у истоков метаболических процессов.

Формирование глицериновой кислоты в межзвёздных льдах происходит при получении глицериновой кислоты (1) в низкотемпературном льду, который содержит углекислый газ и этиленгликоль (16). Это достигается за счёт энергетической обработки с использованием прокси GCR. Процесс включает соединение углерод-углеродных связей через рекомбинацию гидроксикарбонильного радикала (HOĊO, 11) с 1,2-дигидроксиэтильным радикалом (HOĊHCH2OH, 17). Глицериновая кислота (1) является предшественником критически важных биомолекул, таких как протеиногенная аминокислота серин (4), 2-метилглицериновая кислота (7) и молочная кислота (15). В современной биохимии глицериновая кислота также служит молекулярным строительным блоком для 2-фосфоглицериновой кислоты (2) и 3-фосфоглицериновой кислоты (3), которые образуются в результате реакций фосфорилирования и связаны с циклом TCA (вверху справа) и циклом Кальвина (внизу справа) соответственно.
Автор: Jia Wang et al., Interstellar formation of glyceric acid [HOCH2CH(OH)COOH]—The simplest sugar acid.Sci. Adv.10,eadl3236(2024). DOI:10.1126/sciadv.adl3236 Источник: www.science.org
Холодное рождение сложных молекул

Профессор Ральф И. Кайзер и его команда, включая научных сотрудников постдоков Джиа Ванга и Джошуа Х. Маркса, в сотрудничестве с профессором Райаном С. Фортенберри, предприняли попытку воссоздать условия, при которых могла возникнуть жизнь. Используя модельные межзвездные льды и энергичные галактические космические лучи, они смогли синтезировать глицериновую кислоту — вещество, играющее ключевую роль в гликолизе, процессе, преобразующем пищу в энергию.

Эксперименты проводились при температуре всего 10 К, что соответствует условиям глубокого космоса. В такой среде, богатой углекислым газом, исследователи обнаружили, что глицериновая кислота может формироваться естественным путем. Это открытие подтверждает теорию о том, что сложные органические молекулы, необходимые для зарождения жизни, могли синтезироваться в космических условиях, даже до того, как они достигли Земли с помощью комет и метеоритов.

Теперь ученые надеются, что с помощью телескопов, таких как ALMA, им удастся обнаружить глицериновую кислоту и в межзвездном пространстве. Это открытие не только расширяет границы нашего понимания о происхождении жизни, но и подчеркивает связь между земной и космической химией, демонстрируя единство природных процессов во Вселенной.

Сочетание экспериментальных данных и компьютерного моделирования позволяет ученым взглянуть на сложные процессы под разными углами, обогащая науку новыми открытиями. Исследование Кайзера и его коллег является ярким примером того, как разные научные подходы могут дополнять друг друга, ведя к пониманию самых фундаментальных вопросов нашего существования.