Активные ядра галактик: обнаружен новый компонент излучения за пределами аккреционного диска

В глубинах космоса, в сердцах галактик, скрываются поистине колоссальные объекты — активные ядра галактик (АЯГ). Эти таинственные образования, питаемые сверхмассивными черными дырами, излучают ослепительное сияние, превосходящее свет миллиардов звезд. Десятилетиями астрономы пытаются разгадать тайны АЯГ, заглянуть за завесу неизвестности и понять механизмы, управляющие этими космическими гигантами. Одним из ключевых инструментов в этом научном путешествии стал метод реверберационного картирования.

Ядро галактики

Представьте себе эхо, отражающееся от стен пещеры, позволяя нам судить о ее форме и размерах. Аналогичным образом, реверберационное картирование использует «световое эхо» — задержку в изменении яркости АЯГ на разных длинах волн — для изучения структуры аккреционного диска, вращающегося вокруг черной дыры. Долгое время считалось, что этот диск — единственный источник излучения в ультрафиолетовом (УФ) и оптическом диапазоне. Но последние исследования, проведенные китайскими астрономами из Пекинского университета, поставили под сомнение эту устоявшуюся парадигму.

В своей работе, опубликованной в журнале «Astrophysical Journal», ученые представили убедительные доказательства существования дополнительного источника излучения за пределами аккреционного диска. Они применили инновационный метод ICCF-Cut к данным наблюдений шести АЯГ, полученных с помощью космического телескопа Swift. Этот метод позволил выделить из общего светового потока специфический компонент, предположительно, излучение Бальмеровского континуума.

Спектр диффузного отношения континуума NGC 5548 и функции пропускания Swift UVW2 и U диапазонов. Черная линия показывает зависимость отношения диффузного континуума от длины волны, предсказанную моделированием CLOUDY для стандартной модели облака RPC.
Автор: Yuanzhe Jiang et al 2024 ApJ 966 149 DOI 10.3847/1538-4357/ad36c0 CC-BY 4.0 Источник: iopscience.iop.org

Бальмеровский континуум — это специфический вид излучения, возникающий при переходе электронов в атомах водорода. Его характерной особенностью является резкий скачок интенсивности вблизи определенной длины волны, так называемый Бальмеровский скачок. Астрономы давно подозревали, что этот тип излучения может вносить вклад в общую яркость АЯГ, особенно в УФ-диапазоне. Но только сейчас, благодаря методу ICCF-Cut, удалось получить прямые доказательства его существования.

Диаграмма поток-поток Мрк 142 для кривых блеска в диапазонах Свифта. Данные предоставлены Cackett et al. (2020). Наши результаты схожи с их, но мы не показываем другие оптические диапазоны, поскольку нас интересует только U-диапазон Swift. Здесь Xg представляет собой значение X(t), при котором fλ = 0 для полосы UVW2, что означает, что отношения потока к потоку для других полос при Xg дают оценки вклада галактики-хозяина.

Результаты исследования показали, что выделенный компонент излучения запаздывает по сравнению с излучением аккреционного диска, что указывает на его более удаленное расположение. Величина этой задержки согласуется с теоретическими предсказаниями для Бальмеровского континуума. Более того, анализ данных с помощью независимого метода реверберационного моделирования JAVELIN подтвердил полученные результаты.

Результаты ICCF-Cut и JAVELIN Pmap Model для NGC 5548. На верхней левой панели показаны кривые блеска ICCF-Cut, включая наблюдаемые кривые блеска UVW2 (синий), наблюдаемые кривые блеска Swift U (красный) и урезанные кривые блеска (зеленый; т. е. наблюдаемая кривая блеска Swift U-диапазона минус предсказанная кривая блеска эмиссии диска в этом диапазоне). На верхней панели показаны оригинальные кривые блеска с вычитанием потока галактики-хозяина, а на нижней — кривые блеска, масштабированные по предсказанному потоку диска в полосе U Swift и сдвинутые на соответствующие лаги. На левой нижней панели показаны наблюдаемые кривые блеска и фитинги JAVELIN в диапазонах UVW2 и Swift U. На правой верхней панели представлены CCF и CCCD между кривыми блеска UVW2 и среза. На нижней правой панели показано апостериорное распределение запаздываний, полученное с помощью модели JAVELIN Pmap. Маскированные данные в результатах JAVELIN обозначены светло-серым цветом. Максимум CCF и оценки запаздывания метода ICCF-Cut и модели JAVELIN Pmap Model, rmax, τcut и τjav соответственно, можно найти на соответствующих панелях. Все представленные здесь лаги находятся в системе покоя.

Открытие дополнительного источника излучения за пределами аккреционного диска имеет фундаментальное значение для нашего понимания АЯГ. Оно ставит под сомнение привычную модель «тонкого диска» и указывает на более сложную структуру этих объектов. Вполне вероятно, что излучение Бальмеровского континуума исходит из области широких линий, облака ионизированного газа, окружающего аккреционный диск.

Результаты моделирования для NGC 5548 для влияния запаздывания диска τdisk и отношения диффузного континуума pdc. Для наглядности здесь показаны только хорошие результаты. Левая панель — тепловая карта максимального коэффициента кросс-корреляции rmax. Правая панель — тепловая карта результирующего запаздывания диффузного континуума τdc. Пунктирные линии на обеих панелях представляют собой контуры rmax, а пунктирные линии на обеих панелях — контуры τdc. Значения контурных линий отмечены. Красные звезды на обеих панелях показывают результаты ICCF-Cut с τdisk, предсказанным стандартной моделью тонкого диска, и pdc, предсказанным симуляцией CLOUDY.

Это открытие — лишь первый шаг в новом направлении исследований. Необходимо провести дальнейшие наблюдения и анализ данных, чтобы подтвердить полученные результаты и более точно определить природу дополнительного источника излучения. Но уже сейчас ясно, что мы стоим на пороге новой эры в изучении АЯГ, эры, которая обещает принести множество удивительных открытий и перевернуть наши представления об этих загадочных объектах.

Если излучение Бальмеровского континуума исходит из области широких линий, то почему его задержка по сравнению с излучением диска такая маленькая? Ведь область широких линий расположена гораздо дальше от черной дыры, чем аккреционный диск.

Действительно, область широких линий (ОБЛ) находится на значительном удалении от черной дыры, но это не единственный фактор, определяющий время задержки. Ключевую роль играет геометрия системы. ОБЛ окружает аккреционный диск со всех сторон, поэтому часть излучения Бальмеровского континуума, исходящего из ближней к нам части ОБЛ, достигает нас практически одновременно с излучением диска. В то же время, излучение, исходящее из дальней части ОБЛ, действительно имеет большую задержку, но его вклад в общий световой поток невелик. В результате мы наблюдаем усредненную задержку, которая оказывается относительно небольшой.

Может ли открытие дополнительного источника излучения повлиять на определение массы сверхмассивных черных дыр в АЯГ?

Да, вполне возможно. Метод реверберационного картирования используется для определения размера аккреционного диска, который в свою очередь связан с массой черной дыры. Если мы не учитываем вклад дополнительного источника излучения, то можем занизить размер диска и, как следствие, занизить массу черной дыры. Это особенно актуально для тех АЯГ, где вклад Бальмеровского континуума значителен.

Какие еще компоненты излучения, помимо Бальмеровского континуума, могут вносить вклад в общую яркость АЯГ в УФ-диапазоне?

Помимо Бальмеровского континуума, в УФ-диапазоне могут быть заметны:

• Излучение высокоионизированных атомов в аккреционном диске, таких как железо, кислород и азот.
  • Излучение рекомбинации — процесс, обратный ионизации, когда электрон захватывается ионом и испускается фотон.
  • Синхротронное излучение, возникающее при движении электронов в магнитном поле.

Разделение этих компонентов представляет собой сложную задачу, требующую высокоточных наблюдений и детального моделирования.

1 комментарий

G
Ничего не понял, но очень интересно.