Владельцы камер Olympus наконец-то смогут полноценно использовать осветительное оборудование Profoto. Отчет с презентации нового синхронизатора

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

8 мая состоялась презентация, посвященная началу сотрудничества компаний Olympus и Profoto. Мне удалось затесаться среди амбассадоров марок в России и узнать всё из первых уст.


Прежде всего, сотрудничество двух известных компаний заключается в том, что Profoto выпустил специальную версию синхронизатора для осветительного оборудования (Profoto Air Remote TTL-O), совместимого с камерами Olympus, а производитель камер в свою очередь подготовил обновленные прошивки, обеспечивающие совместимость камер (OM-D E-M1 Mark II, OM-D E-M5 Mark II и PEN-F) с новым синхронизатором.

Данный шаг обеих компаний открыл владельцам обозначенных камер Olympus все возможности и преимущества новейшего осветительного оборудования Profoto, а именно работу в режимах TTL и HSS.

Режим TTL (Through The Lens – Через Объектив), давно и прочно обосновавшийся в накамерных вспышках всех ведущих производителей камер позволяет связке камера-вспышка подобрать требуемую мощность импульса автоматически.

Технически это работает следующим образом: в момент нажатия на кнопку спуск, на фотоаппарате вспышка делает предварительный импульс, то есть срабатывает на очень маленькой мощности. Свет от вспышки, прямой или переотраженный, попадает на объект съемки, и, отражаясь уже от него, попадает в объектив. Далее эффективность этого предварительного импульса оценивается экспонометром камеры, после чего происходит расчет требуемой мощности основного импульса, который уже должен привести объект съемки к нормальной экспозиции.

Интервал между двумя этими импульсами настолько мал, что для непосвященного любителя это выглядит как один неделимый импульс. Инновация компании Profoto заключается в том, что теперь эта технология доступна и при работе с внешними осветительными приборами при наличии беспроводного синхронизатора для соответствующей камеры, и процесс выставления света и регулирования его мощности стал проще, так как уже с первого кадра у фотографа получается технически корректное освещение объектов съемки, которое затем можно скорректировать в соответствии с творческими задачами.


Возможно, это окажется не очень большим бонусом к удобству и скорости работы у опытных студийных фотографов, но как мне кажется, станет очень важным преимуществом для главных выгодоприобретателей в данной ситуации – репортажных, детских, спортивных и ивент-фотографов. Ведь обычно у них каждый кадр проходит в новых условиях – постоянно меняющиеся фокусные расстояния, ракурсы, расстояние до объектов чрезвычайно затрудняют ручной подбор мощности на осветительных приборах без TTL, так что фотографы означенных категорий в основном предпочитают работать с традиционными накамерными вспышками. Однако мощность их не идет ни в какое сравнение с мощностью приборов Profoto, ведущие числа которых позволяют снимать на более низких настройках ISO, в условиях яркого солнечного света, в условиях, когда отражающая поверхность находится на большом удалении. Таким образом, границы возможно для фотографов в очередной раз заметно раздвигаются.

Второй режим, который теперь стал доступен владельцам камер Olympus – HSS или High-speed Sync.

Эта технология призвана обойти одно из самых неприятных ограничений для владельцев камер с самым распространенным типом затвора – шторно-щелевым.  Такой тип затвора не позволяет осуществлять синхронизацию фотоаппарата со вспышкой на выдержках короче 1/200 сек.

Устройство шторно-щелевого затвора таково, что лишь на более длинных выдержках затвор дает одномоментный доступ световой проекции объектива к 100% площади матрицы. Другими словами, на выдержках 1/200 сек и длиннее, шторки сначала полностью открываются, затем закрываются. При необходимости обеспечить более короткую выдержку две шторки затвора раздвигаются, образуя щель, затем синхронно двигаются, таким образом, свет из объектива попадает на матрицу через движущуюся щель между шторками. При равномерном движении этой щели обеспечивается равномерная экспозиция всей площади матрицы, несмотря на то, что ни в один отдельно взятый момент времени вся матрица у нас не засвечивается. И именно этот момент не позволяет использовать фотоаппарат с импульсными осветительными приборами на коротких выдержках.

Как правило, импульс внешней вспышки сам по себе очень короткий (от 1/500 сек и вплоть до 1/80000 сек в зависимости от прибора), то есть, чаще всего по сравнению с длительностью выдержки он практически одномоментен. И в результате такой импульс может только осветить ту часть матрицы, которая видна через щель между шторками.

В итоге фотограф получает часть кадра с хорошей экспозицией, а часть кадра чёрную или заметно темнее: именно она была закрыта шторками в момент срабатывания вспышки. И вот как раз тут нам на помощь приходит технология HSS.


Благодаря использованию такого типа высокоскоростной синхронизации осветительный прибор делает не один короткий импульс, а целую серию импульсов с крайне малыми интервалами на протяжении всей выдержки фотоаппарата. Так матрица получает достаточно света по всей своей площади даже на очень коротких выдержках.

Справедливости ради надо отметить, что для достижения малых интервалов между импульсами мы должны отказаться от значительной доли мощности прибора, так как в противном случае конденсатор импульсного прибора просто не будет успевать перезаряжаться.Но в любом случае это огромное преимущество перед традиционным типом синхронизации, который исключает использование осветительных приборов на коротких выдержках. А ведь так много сюжетов, которые попадают именно в эти условия, к примеру, съемка различных видов спорта в условиях палящего солнца – и уровень освещенности и необходимость «заморозки» движения диктуют нам использование коротких выдержек.

Надеюсь, что теперь все понимают, насколько желанным был выход нового синхронизатора для владельцев техники Olympus и Profoto. Преданные владельцы камер Olympus, наконец, получили полный доступ ко всем возможностям осветительным приборов Profoto. Причем хочется сделать акцент не только на фотографах, имеющих свое собственное осветительное оборудование от шведского бренда, но и на тех, кто снимает в арендных студиях или берет свет а аренду. Ведь в большинстве своем студии двух столиц оборудованы именно системой Profoto (справедливо по крайней мере для студий средней и высокой ценовой категории), что делает эту систему очень распространённой.

В завершении презентации состоялась небольшая демонстрация работы нового синхронизатора известным фотографом Дарьей Булавиной на примере предметной съемки различных фруктов, падающих в огромный бокал с молоком.

По какой-то причине организаторы не стали пользоваться при съемке режимами TTL и HSS, которые, как мне кажется, являются как раз самыми интересными для тестирования и изучения. Надеюсь, что нам удастся изучить режимы при более близком знакомстве с техникой.