Почему в играх геймпад лучше клавиатуры и мыши?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Как использование геймпада расширяет игровой опыт практически во всех игровых жанрах и добавляет аутентичности.


Наверняка для многих читателей, не понаслышке знакомых с геймпадами, джойстиками, дуалшоками, дуалсенсами, джойконами и иже с ними, будет весьма очевидно всё то, что изложено ниже. Однако, для всех прочих ортодоксальных геймеров, днюющих и ночующих с мышками в руках, это изложение может стать своего рода открытием, как это произошло для меня.

Ранее представление об игре с помощью геймпада у меня было самое посредственное, я допускал их использование не иначе кроме как для двухмерных игр или файтингов (тоже, впрочем, не шибко трёхмерных). Единожды попробовав поиграть в шутер на геймпаде, я забросил эту затею в самый дальний угол своего сознания и постарался забыть об этом позорном опыте, никогда впредь не позволяя себе подобного. В последующем сама мысль о трёхмерной игре с помощью геймпада вызывала у меня первобытный страх и дикую оторопь. Короче говоря, я убежал голодным в лес, чтобы поклясться отомстить. Но шло время. Летели годы. Лето сменяло зиму. Зима сменяла лето. В конце концов я решил во что бы то ни стало научиться играть на геймпаде, годами пылящемся на полке. Нет, иногда я конечно сдувал с него пыль, чтобы поиграть в классные платформеры, типа Katana Zero или Inside, но это случалось не то чтобы часто. Тем не менее у меня всё получилось и ниже я постараюсь развёрнуто представить ответ на вопрос заданный в заглавии. Ну и посльку это авторский блог, то и стиль повествования будет соответствующим. Поехали.

Используя геймпад можно играть не только сидя перед монитором, но развалившись на диване, откинувшись в кресле и закинув ноги на стол, а так же лёжа, полулёжа, стоя, расхаживая по комнате, вися на люстре как летучая мышь, поселившись в натяжном потолке и выглядывая оттуда через дырки для вентиляции, и так далее и тому подобное. Причём это касается не только беспроводных, но и вполне себе проводных устройств. Например, у моего первого геймпада от XBOX 360 кабель подключения составляет 3 метра, этого мне хватает с головой, чтобы ни в чём себе не отказывать. Впрочем, если этого вдруг станет мало, то ничто не мешает купить недорогой USB-удлинитель. Но куда проще обзавестись беспроводным геймпадом, в конце концов его можно использовать и с проводом, при необходимости.

Разработчики этого порта думают, что кнопки на клавиатуре можно отклонять так же как и стики? TLOU P1 версия для ПК.
Автор: https://twitter.com/flowerflavor Источник: twitter.com

Так же отмечу такую отличную и важную возможность, как плавное передвижение. На клавиатуре есть только два варианта движения: кнопка нажата и персонаж двигается или кнопка не нажата и персонаж не двигается. Разве что можно отрегулировать скорость передвижения клавишей shift. На геймпаде возможности куда шире, ведь скорость передвижения можно регулировать используя угол отклонения стика. Всё это чрезвычайно добавляет кинематографичности и даже меняет геймплей. Например, когда вы нарочито медленно подходите к хрипящему врагу, чтобы пустить контрольную пулю в голову, или снести последнюю взмахом меча.

Но в первую очередь эти изменения касаются передвижения на авто. Ведь обладая геймпадом можно тронуться с места очень плавно, аккуратно войти в поворот, ювелирно объехать пешехода, филигранно увильнуть от препятствия и так далее. Опять же, газ можно подавать очень плавно с помощью курков, которые отслеживают силу или глубину нажатия. На клавиатуре получится лишь утопить педаль газа в пол, либо утопить туда же педаль тормоза, использовать их вполсилы, на треть или на четверть уже не получится, как ни крути, ввиду ограничений самой клавиатуры. Кнопка или нажата или нет, третьего не дано…


Впрочем, как видно по скриншоту из недавнего порта TLOU на ПК, это понятно далеко не всем, включая и некоторых разработчиков игр. На этой фальшивой ноте мы плавно переходим к следующему пункту.

Далее. В отличие от клавиатур и мышей, в геймпады встроены вибромоторчики. Обычно их два: для слабой и сильной вибрации, и расположены они в разных частях геймпада. Впрочем, вибрировать всё равно будет всё устройство. Ну вибрация и вибрация, эка невидаль! Так-то оно так, но есть множество сценариев, когда виброотдача углубляет игровой опыт и погружение в игру. Например, при каком-нибудь землетрясении, получении урона, взрыве, автомобильном столкновении, да и просто при вождении. Скажем, как в Snow runner или чём-то подобном, когда ты буквально ощущаешь ландшафт и рёв мотора руками (я бы даже сказал на кончиках пальцев), словно они реально лежат на руле. Без этого игровой опыт в такой игре был бы явно не полным.

Возможно это нужно далеко не везде, пусть так. Но иногда это может серьёзно подчеркнуть значимость момента, обозначить появление какого-нибудь босса, падение метеорита, удар молнии. Кстати, в хоррор играх внезапная, или уместная вибрация в жутком моменте тоже может помочь напугать не хуже любого скримера.

Ох, и как же классно ощущать отдачу, когда при игре в God of war в твои руки возвращается Левиафан, или чувствовать как клинки Хаоса впиваюся в чью-то обречённую плоть… Уф… Бархатные тяги…

Буллет, хороший мальчик. Нашёл в лесу DualShock 4. Blair witch, 2019.
Автор: Unknown Источник: bunnygaming.com

Как ни странно, следующим пунктом выступает более реалистичная стрельба. Конечно, это очень спорный пункт, но я думаю что справедливо, когда ты не можешь попасть в глаз белки с пятисот метров. Конечно же есть всякие вспомогательные технологии без которых многим игрокам будет сложно попадать по врагам: помощь в прицеливании, автонаведение, автострельба. Но тем не менее, стрельба с геймпада без вспомогашек наиболее аутентична, ведь нужно практически по-настоящему целиться, нажимать на курок (триггер), и получать отдачу в виде вибрации, что является дополнительным плюсом к ощущению стрельбы.

Увы, я и сам далеко не сразу научился стрелять с геймпада, но не так страшен чёрт как его малюют. Уже спустя пару дней я смог выносить врагов в RAGE 2 на сложности кошмар. В целом, этот штрих скорее всего повлияет на ваш геймплей так же как и на мой, и вместо того, чтобы нестись на врагов как мясо для е… то есть как самоубийца, вы наверняка станете больше использовать окружение, ландшафт, укрытия, производить какие-то манёвры и обманные действия. Мой стиль сражения стал более тактическими, теперь приходится думать, а не просто нестись вперёд, полагаясь исключительно на скилл «мышечной» меткости.


Но всё это просто дело привычки, поиграв так какое-то время любой сможет одолевать врагов, иначе и быть не может, ведь в противном случае весь консольный рынок давно бы загнулся. Я сам практически родился с мышкой в руке и мне в какой-то степени непросто было переучиваться. Но всё получится. Просто не сразу. Не стоит психовать и забрасывать геймпад на шкаф, как это делают некоторые люди, когда у них чего-то не получается с первого раза.

Кстати, ещё можно докупить насадки на стики и попробовать поиграть так. Бытует мнение, что чем выше стики, тем точнее и проще целиться. С такой насадкой стик выглядит мощнее, но лично меня устраивает и стандартная высота. Может у вас всё будет иначе, и это именно то, что вам нужно.

Резиновые насадки на стики. Предохраняйтесь.
Автор: Unknown Источник: portagame.ru

Всё описанное применимо к любым геймпадам появившимся на рынке как минимум за последнее десятилетие. Однако, прогресс не стоит на месте и данные устройства обрастают всё новым и новым функционалом: сенсорными панелями, лепестками с обратной стороны контроллеров, микрофонами и так далее. В пример приведу адаптивные курки на дуалсенсе, обладающие эффектом сопротивления: с ними тяжело натягивать тетиву в играх при стрельбе из лука, натяжение будет буквально ощущаться, как и многое другое в таком духе. Всё это в конце концов сможет ещё больше погрузить нас всех в игровые миры.

Из последних новостей стало известно, что корпорация Microsoft запатентовала контроллер со встроенным экраном. Вполне возможно, что данное устройство появится на рынке вместе со следующим поколением консолей и наверняка сможет удивить даже видавших виды геймеров, ещё сильнее расширив игровой опыт и удобство взаимодействия с миром игры. Как минимум это всё обещает быть чем-то интересным. Может статься, на этот небольшой экран будет выводиться мини-карта, индикаторы скорости, здоровья, тревоги, какие-то мини-игры по взлому замков и многое-многое другое.

— Мы прикрутили тебе монитор на геймпад, чтобы ты мог играть в игры, пока играешь в игры.— Спасибо, Фил Спенсер, что прокачал мою коробку.
Автор: Microsoft Источник: www.nashvillechatterclass.com

Если не все старые игры адаптированы под геймпады, то все новые игры делаются как минимум с оглядкой на них, или заточены изначально только под них, так что никаких проблем с управлением возникнуть не должно. К тому же в стиме есть множество уже сохранённых конфигураций геймпадов для старых игр, но можно настроить конфигурацию и вручную, с помощью нехитрых программ, с коими без труда сможет разобраться любой человек мало-мальски знакомый с компьютерами. Всё же, зачастую в этом просто нет необходимости. Всё и так работает «из коробки».

Пожалуй, этот пункт следует начать с небольшой подводки. Мобильный гейминг уже давно перестал быть аутсайдером среди платформ и сейчас на телефонах запросто можно встретить как полноценные порты игр с персональных компьютеров, так и изначально мобильные игры с честной трёхмерной графикой. К том уже существуют версии современных проектов для мобильных платформ: Fortnite, Call of Duty, Genshin Impact плюс многое другое.

Во многие старые игры так же логичнее играть именно на смартфоне, так как на большом мониторе компьютера или тем более на экране телевизора об эту графику запросто можно порезаться, и тут есть два варианта:

  1. Приноровиться к управлению с помощью тачскрина, что не так удобно, но всё же вполне возможно. Пройденная трилогия GTA и Макс Пейн не дадут соврать.
  2. Можно играть на смартфоне, подключив к нему геймпад. Есть даже специальные геймпады для мобильных телефонов, со специальным держателем, но покупать отдельный геймпад не обязательно, ведь подойдёт любой. Причём как проводной (через переходник) так и беспроводной (через bluetooth). Держатель же можно купить отдельно практически на любом известном маркетплейсе.

Ко всему прочему через облако так можно играть в любые современные игры, либо подключаясь к своему компьютеру через Интернет, но нужна высокая скорость последнего. Впрочем, у меня она низкая и тем не менее мне всё равно удавалось это проворачивать с Алан Вэйк и серией Метро. Это имеет смысл ещё и потому, что на смартфон запросто можно накатить эмулятор PS1 или PS2 и ознакомиться таким образом с классикой.

Ещё одна немаловажная деталь кроется в том, что при игре через тачскрин элементы управления накладываются на экран и перекрывают часть изображения самой игры. При использовании геймпада таких неудобств как правило не возникает, и можно наслаждаться чистой картинкой.

Выглядит это всё примерно так. Чем не портативная конслоль?
Автор: Unknown Источник: www.joom.com

Последнее, что хотелось бы добавить, на правах послесловия. Возможно я что-то упустил, или вы с чем-то не согласны, это нормально. Но как мне кажется, я изложил здесь всё самое важное. Во всяком случае для меня это так. Даже если вы не планируете играть в шутеры на геймпаде, попробуйте хотя бы игры от третьего лица, или как минимум приобретите геймпад для двухмерных проектов, файтингов, гонок и симуляторов бездорожья. Лучше чем на геймпаде экспириенс от такого рода игр вы нигде не прочувствуете, а в дальнейшем, возможно тоже перейдёте от них к шутерам и играм от третьего лица. К тому же они не сказать что очень уж дорогие. Если совсем не понравится, всегда есть барахолки, чтобы продать ненужную вещь или купить нужную.

Ко всему прочему можно эмулировать множество интересных игр с приставок и портативок ушедших в прошлое, хотя бы таких как денди или сега. Наверное особенно интересным вариантом современному геймеру будет PS3, ведь там выходило немало игр, и многие из них всё ещё не достать на ПК иным способом кроме как эмуляция. Не думаю что в это всё будет удобно играть на клавиатуре. По крайней мере так же удобно как на геймпаде, под который это всё изначально и делалось. Если с чем-то не согласны, или есть что добавить, то пишите в комментариях, всегда интересно посмотреть на что-то по-новому.