Сможете переубедить? Что стало с тяжелым металлом после 1990-х. Слушать нельзя выключить...

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Оффтопик

Есть у меня тема для разговора, дорогие любители бластбита и перегруженных гитар. Давным-давно я подметил что за четверть века до смены тысячелетий были записаны все культовые альбомы, были созданы фактически все жанры и поджанры. Была глобальная движуха сотен и даже тысяч людей, алхимия, давшая на самом деле знаковые вещи. И неожиданно как будто повернули рубильник.

Автор: Lumeniac Источник: www.ixbt.com

Что было

Ниже немного и без того известных вам фактов, чисто чтобы упорядочить текст и сделать фактологию нажористей.

В 1970-е металл ковался как жанр, выделяясь из хард-рока. Iron maiden и Judas Priest начали рвать колонки. Где-то в штатах молодые Мастейн, Хэтфилд, Кинг и Школьник (еще с десяток настолько же значимых фамилий вы без меня назовёте) начинают смутно понимать чем локрийский лучше ионийского. В Скандинавии еще тихо, разве что где-то там повизгивает герр Петерсен, будущий бубновый король, а Квортон шипует первый напульсник.

В 1980-е наступает золотой век металла. Да, стадионы собирали в первую очередь glam-metal группы. Но и исполнители чего-то уже по-настоящему серьёзного тоже могли продавать тысячи билетов. По большому счёту, разумеется, речь идёт о большой четверке, наивно ожидать такого от death и (особенно) black коллективов. Но ведь собирали!

Thrash metal силами Metallica, Testament, Slayer, Antrax и Megadeth получает культовые альбомы жанра. Куча всего значимого появляется и других жанрах, многие группы так и не смогут переплюнуть созданное в этом десятилетии.

1990гг. Случилась Nirvana. Гранж и альтернатива вытеснили спандекс и песни о тачках, время стадионов ушло для одних и наступило для других. Традиционный классический металл (NWOBHM, speed и power), считаю, в этом десятилетии был качественно намного слабее Death\Black\Gothic сцены. Тот же прог, по большому счёту, тащили в массы одни Dream Theater (я про настоящую популярность). Интересные альбомы в классическом металле были, но их было намного меньше, чем у по-настоящему тяжёлой музыки.

Автор: Lumeniac Источник: www.ixbt.com

Глэм-метал группы перестали приносить недавние миллионы и мигом получили пинка, повылетав с жирных лейбаков. А для классического же «доброго» (точнее, просто не злого) металла дела пошли не то, чтобы плохо, но денег и эти группы тоже стали собирать меньше, а материал стали писать менее нажористый. Но за исключением каких-то настоящих монстров, такие группы и так не были подписаны на лейбаки уровня Sony music, так что сильно хуже они жить не стали.

Америка и Британия уже не монополисты, гари начали давать Норвегия и Швеция, бласты долбят в гаражах Германии и Польши, из Чехии вовсю погшло пигвойс многоглосье! Castle Donington еще собирает десятки тысяч, а Wacken уже приобретает статус культового места настоящего чада кутежа и возможности порубиться под разное экстремальное мясо.

И тут я задаю простой вопрос: разве будет кто-то сомневаться что подавляющее большинство самых важных и качественных альбомов в death\black были записаны именно тогда, в 1990? Да если просто начинать в алфавитном порядке, то будет именно так: начиная с Abigor, Atheist, At the Gates и заканчивая Vader да Zyklon. Чак, Чак еще живой и успешно выдает на-гора очередные «100 лучших риффов с «вставить название альбома*».

Казалось бы — всё на мази. Каждый месяц выходит какой-то очешуительно мощный альбом. Ещё раз, вот это важный момент, в буквальном смысле каждый месяц! То там, то тут, но выходят вещи, которые становятся классикой жанра. И так на протяжении десятилетия. Как не откроешь Legion или М-ку, так там обязательно рецензия-другая на свежий альбом уровня от «обалденный» до «культ».

UPD. Пока я писал этот текст, то наткнулся на наглядную иллюстрацию пулемётной скорости выхода вышеупомянутых культовых вещей. Это не то чтобы 100% металл, но отлично отражает общую идею.

  • Metalica — 12.08.1991
  • Pearl Jam Ten — 27.08.1991
  • GnR UYI I&II — 17.09.1991
  • RHCP BSSM — 24.09.1991
  • Soundgarden Badmotorfinger — 24.09.1991
  • Nirvana Nevermind — 24.09.1991

А ведь за месяц таких альбомов могло быть и не один. Что там десятилетие-то? 120 месяцев и всё. Это, условно, всего лишь 20 групп по 5 альбомов. Но мы то понимаем, что хороших групп было намного больше пары десятков. А ведь ещё были и группы, которые записали 1-2 шикарных альбома и всё. Ну я вот навскидку вспомню Subterranean Masquerade и Novembers Doom. Для меня это группы одного альбома, фактически, но какого альбома!

И вот на сломе тысячелетий что-то происходит… Ну да, место обычной поп-музыки занимает рэп в разных формах. Ну да, популярность разной живой музыки, рок и металла падает. Сомневаюсь, что зайдя сейчас в свой университетский корпус, я увижу хотя бы одну футболку Obituary (искренне надеюсь что физфаки и матфаки ещё держат хурму). Но речь вообще не об этом.

Что есть

Так вот, речь не о популярности металла как жанра у слушателей. Взлёты и падения популярности — дело совершенно обычное. Вон вселенная тоже когда-то расширялась весьма бодро, да и сейчас сверхновые вовсю тошнят в космос таблицей Менделеева.

Речь я веду о том, что на протяжении условной последней четверти века прошлого было выпущено колоссальное количество исключительно интересных альбомов: от просто хороших, до шедевральных. Ещё раз, каждый месяц на протяжении целой декады выходили несколько альбомов высочайшего уровня. На протяжении декады. Каждый месяц. Шедевральные. Перечитайте это два-три раза, чтобы проникнуться.

А потом, повторюсь, как будто повернули рубильник и такой слом спустя пару десятилетий стал заметен достаточно явно. Помните масдай в начале нулевых? Он был изумительно информативным ресурсом, где с едва ли не каждого нового альбома более-менее известной группы там можно было найти трек-другой для ознакомления, не говоря уже о клипах. И раз за разом скачивая что-то новое, я стал ловить себя на том что новые альбомы известных групп гораздо слабее предыдущих. Вроде бы и жжжж, дрдр там в том же объёме, и звук качественный, и играют профессионально. Но вообще не то.

Понемногу накапливалось ощущение, что старые известные группы просто тянут лямку. Ну надо что-то там записать, чтобы был новый материал на концертный тур, чтобы какая-то денежка капала. Ну и записывали… Нет, я никак не упрекаю музыкантов: в 20 ты лет неделя за неделей вольготно обжираешься в тур-басе, а в 35-40 уже надо кормить семью — время меняет жизненный уклад. И тут не то что новый альбом запишешь, но и вспомнишь про друзей молодости, которых в последний раз видел энное количество лет назад.

Да-да, я про реюнионы. Не те, что прокатиться по фестивалям — тут все молодцы и за это спасибо. Постриженный Ishan дерёт глотку не хуже размалёванного в доспехах, и от концертного видео с кульминационным Fine Day To Die у меня сейчас те же мурашки, что и со студийного трибьюта Bathory, купленного в давние годы. Я про те реюнионы, когда пишут новое. За пару десятилетий я не помню ни одного интересного результата таких воссоединений. Сколько у меня надежд было на Atheist, Сynic и Sadist? Не оправдалась ни одна. Тю, а еще сейчас и Carcass вспомнил… Тянет Torn Arteries против Heartwork? Опаньки, вот ещё вспомнил — кааак я ждал At the Gates — а толку-то?

Короче, за единичными исключениями (про них ниже) — самоплагиат и вторичность. Это если мы говорим про старые группы, из тех, что стояли в верхних строчках афиш. Умеют Borknagar играть? Еще как! Интересно ли мне то, что они записывают последние лет двадцать? Ха, простенький, искренний и честный Otyg стоит пятерки последних релизов Borknagar со всей их космической многослойностью гармоний и аранжировок!

Какие же метал-альбомы нового тысячелетия я (что не отменяет того, что у вас иное мнение) готов поставить в ряд с тем, что записали в 1990е? Orphaned Land c их Mabool. Фантастические по атмосферности Forgotten Legends и Autum Aurora от Drudkh, Eclipse от Amorphis, обе части Universal Migrator от Ayreon. Ну разное от Nile там еще, ладно. У нас в России выходит просто запредельно крутой, на мой взгляд, техно-дет опус Artificial Emotions от Hieronymus Bosch. А, да, Necrofagist тоже давал угля на-гора, признаю.

Вот только присмотритесь — все эти альбомы записаны в нулевые, кильватерной струей от жирных на релизы 1990х… С такой поправкой в этот список успевают влететь те же Sons Of Northern Darkness и Prometheus: The Discipline of Fire & Demise.

А дальше что? А что с новыми группами? Что там появилось нового за 25 лет? Это же целое поколение выросло. Смотришь на афиши, видишь какие-то новые логотипы, слушаешь и понимаешь — гораздо слабее. Т. е. ситуация такая что групп пусть и меньше, чем было, но всё еще много. Прямо много! Хотя почему это меньше? Ну возьмём Death как стиль. Много групп в этом стиле было в условном 1987-1992гг? Явно меньше чем сейчас, когда этот стиль уже состоялся. Да и в блэкухе аналогично, сейчас может меньше чем в 1990х, положим, но всё равно навалом.

Но сколько (я не говорю «вообще ничего», заметьте) уровня записанного в 1990е попалось мне за последние пару десятилетий? Да с гулькин нос! В начало 2000х нормально вступили Amon Amarth и Behemoth, да и то это банды конца 1990х, а не полноценно 2000х. Единственная известная мне по-настоящему новая группа, песни которой (не все) оставляют ощущения искренности — Gatecreeper. Посмотрите ниже, полное ощущение, что смотришь какой-то Live in Stockholm 1995. Да и то, шедевром это назвать нельзя, просто нет ощущения вторичности и есть ощущение искренности. В 90е их бы просто тепло приняли, но не более.

И вот всё это выдается, считаю, за пределы статистической погрешности. Одно дело когда несколько старых групп стали выдавать проходные альбомы. Но когда:

  • а) едва ли не все старые группы пишут посредственный или вторичный материал
  • б) новые группы не создают чего-то значимого, эпохального и шедевральноо

то в этот момент начинаешь задумываться, что случилось-то с металл-музыкой? К старичкам вопросов меньше, ну исписались, задор ушёл. Но почему аккурат сразу после нового тысячелетия планка качества новых групп упала настолько. Ну не стали ведь люди играть хуже, нет? Poliphia и Desecravity показывают запредельный уровень, математиков развелось навалом именно в нулевые и после (подозреваю что c джентом это единственные жанры металла, где всё в порядке и сейчас).

Можно списать всё на засилье хип-хопа, ну так, пардон, тоже вполне гитарный инди-рок в середине и конце 2000х был просто неимоверно популярен, в этом жанре вышло ну просто куча всего интересного. Так что как-то не вяжется.

Так, что еще…Mastodon еще сделали несколько самобытных и по-настоящему талантливых вещей. Tool тоже. Ну и, я так понимаю, разный Core тоже сейчас в порядке, мельком увиденный концерт Slaughter to Prevail приятно удивили подачей и энергетикой.

Ох уж эти олдфаги…

Я понимаю что рассуждаю сейчас как «трава раньше была зеленее и Сталина на вас нет». Но, повторюсь, замечать эту тенденцию я начал еще этак лет 20 назад, в середине нулевых, на излёте студенческих лет. И в 2020х я пришёл к тому, что открытием для меня являются не молодёжь из Тампы или Трондхейма, а, условные Dokken да Cinderella! Спандекс-группы, на которые я забивал два десятилетия, и решил послушать сугубо от отсутствия выбора. И я рад, что когда-то их избегал — музло-то оказалость жирнейшее…

Это и остальной менее тяжелой музыки касается, в поисках алмазов, приходится копать глубоко вниз по хронологической шкале, за жирную разделительную черту 2000 г. И, знаете ли, алмазов там до сих пор удивительно много! Что обычный рок (Creedence Clearwater Revival да Frampton оказались-то огого!), то разная другая музыка.

Ну да ладно, вернёмся к металлу. Какие старые группы радуют музыкой до сих пор и стабильно интересны альбом от альбома? Для меня это Vader, Obituary, Katatonia, Amorphis. Эти группы, считаю, планку держат, некоторые песни прямо ну ооочень хороши. Отдельно приятно удивил Abbath, то, что он делает в новом тысячелетии, я считаю, будет интереснее многих классических вещей Immortal!

Может и еще какие старые группы не теряют плану, но в моей памяти всплывают только эти. Ах да, некоторые песни Satirycon давят слезу, а пальцы сами начинают прищёлкивать в слабую долю. Но, опять-таки, между «очень хорошо» и «шедеврально» есть изрядная разница, не так ли?

Стоит упомянуть следующее. Я готов допустить что Чешская грайнд-сцена не просела по качеству, тут мои познания весьма поверхностны. Ну и, откровенно говоря, названия понравившихся мне групп и альбомов этого жанра вообще не стоит тут публиковать )) Ну и, признаю, DBМ — всякие там Austere да Волки в Тронном Зале с Люстрами в этом тысячелетии тоже выдавали годноту.

А что из новых групп, из тех, кто пишет и выступает сейчас? В памяти отложились только упомянутые выше Gatecreeper из чего-то по-настоящему тяжелого и последние альбом-два Sabaton из обычного металла (хотя…25 лет на сцене, какие тут новые).

А, стоп! Есть еще Ghost. Самобытная и талантливая группа, которая умудрилась завернуть махровейшую козлятину текстов в удобоваримую для масс упаковку навязчивых мелодий. Уверен, последние альбомы Ghost вполне могли бы выстрелить в до крайности конкурентных чартах тяжелой музыки 1990х.

Sabaton на Wacken
Автор: Sven Mandel / CC-BY-SA-4.0 Источник: commons.wikimedia.org

Вполне понимаю, кто-то может начать плеваться в адрес последних двух, дескать попса и вообще шляпа. Но стоит ли винить их в популярности? Смотрите на вещи откровенно — Sabaton делают отличные шоу, у них хороший качественный классический традиционный heavy metal. Прямо вот на самом деле хороший, если мерить по стандартам именно классического хэви.

Я на 100% убеждён, что сотрудничество тех же Sabaton с «танками» принесло жанру только выгоду. Мой сын, еще будучи едва ли не первоклассником впервые услышал Sabaton благодаря игре и обратил моё внимание на эту группу. Наверняка благодаря сотрудничеству «WoT» и Sabaton именно эта группа стала той самой первой для многих детей и подростков. Олегу Абрамову из «Радио Тапок», к слову, моё большое спасибо за то же самое музпросвещение, надеюсь когда-нибудь мы с сыном побываем у него на концерте.

Короче, надеюсь что мой общий посыл не потерялся за обилием слов. Старые группы en masse пишут существенно ниже уровня того, что делали когда-то. Новые же группы в последние лет 20 могут в лучшем случае тянуть лишь на «очень даже неплохо» — без шедевров и нетленок (на самом деле редкие исключения я указал выше). И я искренне не могу понять, почему такое падение качества произошло настолько резко. Есть ли у вас какие-то предположения на этот счёт? Пишите!

Разумеется, я мог пропустить что-то и есть еще какие-то культовые, жирнейшие альбомы, записанные за последние пару десяток лет. Что-то, что может встать вровень с написанным в 1980е и 1990е. Еще раз — не просто «о, вот неплохой альбом, слышал?» — таких было выпущено немало и я это признаю, а именно что-то на самом деле неимоверно крутое.

Вся эта простыня выше как раз-таки и про отсутствие откровенных шедевров, равных тому, что делали в 80е и 90е. Если вы готовы назвать такие альбомы — пишите, пишите в комментах, с радостью послушаю. А лучше вставьте в комментах ссылку на видос, так нагляднее и проще для других читателей, не придется переслушивать весь альбом в поисках чего-то годного.

посвящается мастдаю. \m/ Вит Белов, спасибо тебе огромное.

Ах, какие это были чудесные времена…
Изображение в превью:
Автор: Lumeniac
Источник: www.ixbt.com

10 комментариев

N
Если хочется «металла», то слушайте люди Sepultura.
narmattaru
Да? Вы про какую из них. Там влегкую три периода можно найти. И как минимум с с Грином далеко не всем по душе. А мне и всякие ратаматата тоже
N
Я про ту, что из 90-х
narmattaru
arise и chaos тоже из 90х.
но и рутс и все, что после. но это совсем разные сепультуры, согласитесь
Shoewreck
Alluvial — The Deep Longing For Annihilation.
narmattaru
о, спасибо. бегло прочитал счас про них, мёда налили жирно. заценю, тем паче там еще тип из faceless засветился
N
Просто эффект низкой базы. Новый жанр всегда первое десятилетие стреляет как линейный крейсер Айова. А потом всё. Всё самое вкусное напридумали. Писать что-то интересное становится очень сложно. Потому так много самоповторов. Вот взять к примеру те эже Cryptopsy. До 2000 года шло закономерное саморазвитие. Вышили на пик и что дальше? Ребята решили что нужно что-то менять и в итоге несколько самобытных альбомов, но всё равно слабо. И вот сейчас они решили вернутся к корням. Не развитие, но в целом неплохо. А итогово всё равно топтание на месте. И вот такое вот везде вообще, в не зависимости от жанра. До тех пор пока не появятся какие-нибудь самородки, которые лишь подтверждают, что в любом правиле бывают исключения.
narmattaru
Ну, тоже, к слову небезинтересная мысль.
Но даже с учетом низкой базы все равно, просто пустота какая-то. Просто как срезало. Не плавное падение, а сразу хренак и все за считанные годы
c
Знаю отличную группу, Ария называется. Очень советую, особенно последний альбом.
S
ИМХО.
Раньше было проще — т.к. было определение, которое было позорным клеймом навсегда, хрен отмоешься. Псевдометал.
Сейчас это облагородили.
Жанр свалился в различные варианты -core.
На данном этапе это лучше продаётся.
Вот и весь ответ.
Как я уже писАл — Вам больше подходит тема про фонарики. )))))

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Складные смартфоны: стоит ли брать или подождать следующего поколения?

Складные смартфоны захватили внимание рынка мобильных устройств благодаря своему необычному дизайну и технологии гибких экранов. Для кого-то это выглядит как будущее, для других — как...

Невидимый предвестник бури: как электрическое поле предсказывает экстремальную погоду?

Мы привыкли полагаться на барометр, термометр и спутниковые снимки, чтобы предсказать капризы погоды. Но что, если существует более тонкий, почти невидимый индикатор надвигающейся бури? Новое...

Универсальный инструмент для тестирования электронных компонентов: обзор Fnirsi Lcr-p1

Данная модель является упрощенной и более бюджетной версией dso-tc3, в которой оставили только функциональность тестера и ИК декодер. Характеристики Модель LCR-P1 Дисплей цветной 1.44″...

Брелок на разные случаи жизни. Обзор мини-мультитула для ключей с фонариком и открывашкой

Снова ради теста заказал «необычный» брелок для ключей. Спойлер: этот брелок — не только для ключей, как заявляет продавец. В этом коротком обзоре расскажу о нём, освещу не только плюсы,...

К термоядерной энергии — новым путём: новый метод удержания плазмы, который может сделать термоядерную энергию реальностью

Термоядерный синтез — мечта человечества об источнике чистой и практически безграничной энергии. Однако на пути к ее осуществлению стоит сложнейшая задача — удержание...

Обзор компактного внешнего SSD Adata SC610 500 ГБ – 3-4 тысячи рублей в местной рознице, а не где-то там

Сказать кому лет 10 назад, что полутерабайтный SSD будет стоить 3-4 тысячи рублей… С трудом, но в принципе поверили бы — цены на флэш тогда снижались почти монотонно так что и...