Римский Колизей: почему стены амфитеатра все в дырах

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Римский Колизей, или Амфитеатр Флавиев, является одним из самых узнаваемых архитектурных памятников античности и символом величия Древнего Рима. Этому сооружению почти 2000 тыс. лет (открыт в 80 году н.э.) и его размеры и архитектура поражают и сегодня. Однако многие туристы, впервые увидевшие это грандиозное сооружение в Риме, задаются вопросом: почему стены Колизея покрыты многочисленными отверстиями грубой формы? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте углубимся в историю и конструктивные особенности этого выдающегося памятника.


Автор: Gary Todd Источник: commons.wikimedia.org

Краткая история Колизея

Строительство Колизея началось в 70 году н. э. при императоре Веспасиане и было завершено его сыном Титом в 80 году нашей эры. Амфитеатр предназначался для проведения гладиаторских боев и других массовых зрелищ, таких как охота на диких животных и инсценировки битв и морских сражений (Навмахии), хотя были ли там водные представления ученые до конца не определились. Считается, что Колизей мог вместить до 50 000 зрителей, что делает его одним из крупнейших амфитеатров своего времени. Периметр здания составляет более 500 м, высота стен до 50 метров.

Архитектура Колизея поражает своим величием и инженерной продуманностью (арочные своды, многочисленные входы для зрителей, система защиты от солнца и пр.). Он был построен из бетона и камня, а его наружный фасад украшала гладкая мраморная облицовка, придававшая сооружению особую роскошь и блеск.

Кадр из х/ф «Гладиатор 2» 2024 г.
Автор: Кинопоиск Источник: www.kinopoisk.ru

Упадок и разрушение амфитеатра начался с распространением христианства и запрета гладиаторских боев в 4-5 веках.

Тайна многочисленных отверстий в стенах

Этих странных отверстий на стенах довольно много, они чем-то напоминают следы от артиллерийского обстрела здания. Но Колизей не пострадал в войнах (хотя ему крепко досталось от землетрясений).

Многие ошибочно полагают, что отверстия в стенах Колизея связаны с креплением мраморной облицовки. Однако истинная причина кроется в другом аспекте его конструкции. Каменные блоки амфитеатра были скреплены между собой железными и бронзовыми нагелями — особыми металлическими стержнями, которые обеспечивали дополнительную прочность всей конструкции.

В средние века, когда Рим переживал экономический упадок и нуждался в ресурсах для строительства новых зданий, Колизей стал источником строительных материалов. Мраморную облицовку содрали на строительство и отделку дворцов и церквей (точь-в-точь, как и с Великими пирамидами Египта). А железные нагели были варварски извлечены из стыков каменных блоков для повторного использования в других проектах и переплавки.


Автор: Gobbler Источник: commons.wikimedia.org

Металл очень ценился в средневековье, а в стенах амфитеатра его заложено более 300 тонн. Этот процесс оставил после себя многочисленные отверстия на поверхности стен. Если присмотреться, они как раз на стыке каменных блоков.

Разрушение и сохранение памятников

После падения Римской империи Колизей постепенно приходил в упадок. Арену использовали под кладбище, помещения приспособили под жилье и мастерские. Его облицовка была снята для использования в строительстве других значимых римских зданий, таких как Собор Святого Петра. Веками он служил источником строительных материалов для местных жителей, пока в 18-м веке его не взяли под защиту.

Чему удивляться, если еще одно величественное сооружение Римской Империи Пантеон (храм всех богов) было «разукомплектовано» для изготовления гигантского бронзового балдахина в центре собора Святого Петра (высота 29 метров). Это было в 17-м веке при папе Урбане VIII (Маффео Барберини). Часть из 40 тонн этой бронзы сняли с крыши и портика древнего Пантеона.

Балдахин Бернини в соборе Святого Петра
Автор: Михаил Бернгардт Источник: commons.wikimedia.org

После этого в Риме говорили: Quod non fecerunt barbari, fecerunt Barberini что в переводе «То, что не сделали варвары, сделал Барберини».

Сегодня усилия по сохранению Колизея сосредоточены на поддержании его структурной целостности и предотвращении дальнейшего разрушения. Ремонты там идут регулярно. Отверстия на стенах остаются немым свидетельством долгой истории амфитеатра и тех изменений, которые претерпело это великое сооружение за тысячелетия своего существования.

Заключение

Автор: FeaturedPics Источник: ru.wikipedia.org

Колизей продолжает оставаться объектом восхищения миллионов людей со всего мира — не только благодаря своей исторической значимости и архитектурной красоте, но и как напоминание о том, как человеческая деятельность и силы природы могут изменить облик великих памятников прошлого.

Спасибо за внимание.

Изображение в превью:
Автор: Gary Todd
Источник: commons.wikimedia.org