Психиатр-искусствовед атрибутирует живопись: за последние два года им найдены две утраченные медицинские картины Жерико

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Теодор Жерико известен большинству ценителей живописи по одной картине:


Плот «Медузы», 1818 — 1819
Автор: Теодор Жерико

Однако настоящий романтик, конечно, не мог не интересоваться разного рода «нетипичностями» и аномалиями, включая аномалии медицинского характера. Так возник цикл картин, условно посвященных психическим отклонениям.

Цикл получил название «Мономании» — в терминологии XIX века это навязчивые психические состояния. Сам термин введен в оборот тогда же французским психиатром Жаном-Этьеном Домиником Эскиролем.

Мономания Зависть
Автор: Теодор Жерико

«Мономании» Жерико — довольно известный цикл: собственно картинка выше иллюстрирует энциклопедическую статью из Википедии, поясняющую термин.

Но до последнего времени известны были лишь несколько картин.

Этьен-Жан Жорже

Там же, в Вики, найдется фамилия другого врача, Жорже, и, как полагают исследователи, цикл работ Жерико был написан по его просьбе. Известно, что включал он 10 полотен и приходился на ту пору, когда увлечения физиогномикой были сильны. Так возникли портреты насильников, клептоманов, азартных игроков и др. Сегодня цикл пользуется известностью, а картины принадлежат разным музеям, включая Лувр и Лионскому музею изящных искусств.

Физиогномика ошибочно полагает, что по чертам лица можно составить психологический и поведенческий портреты человека. Фактически развенчано это было еще в Античности, когда кто-то, глядя на Сократа (а он был не очень красив), сказал, что это подлец, мерзавец, а то и вор и убийца. (Историю пересказывает М. Л. Гаспаров).


Историки искусства отмечают, что портреты принадлежали заказчику вплоть до кончины, после чего их разделили между собою поровну два ученика. Один из них оказался бережливее, а вот история еще пяти «мономаний» фактически была потеряна.

Доктор Бургос

В наши дни эта история взволновала врача-психиатра, Хавьера Бургоса, который разыскивает и атрибутирует полотна Жерико. За последние пару лет он прибавил к этому собранию два полотна: «Меланхолия» и «Пьянство».

Сам Бургос объясняет свой интерес научной специализацией. Он, как и положено, отрицает физиогномику, но соглашается, что отдельные физические изъяны все же могут свидетельствовать о характере человека. Как медику ему интересно, как менялись представления о психических расстройствах в процессе развития науки, а как зрителю — ему действительно нравятся работы этого французского художника.

Атрибуция работ Бургосом может быть признана условной: например, одна из картин выставлялась рядом с другой работой Жерико, точно подтвержденной. Также ученый обратил внимание, что цвета некоторых фрагментов совпадают. Например, у «Зависти» и у вновь обретенной «Меланхолии», — считает Бургос, — краски воротника идентичны.

Своими открытиями он делится в научных журналах (Lancet) и в разного рода научно-просветительской прессе.

Меланхолия
Автор: Теодор Жерико

В 2021 году Бургосу удалось предположить новую работу Жерико, на которой отражена «Меланхолия». Сразу через год ученый представил очередную находку — мужчину, страдающего алкоголизмом.

Пьянство, последняя из найденных работ Жерико
Автор: Теодор Жерико

Впрочем, не все искусствоведы согласны с его атрибуцией, так что фактически авторство доподлинно еще не установлено. На проблему было две точки зрения:


Некоторые исследователи полагали, что вторая пятерка работ — это те же больные «После», другие искусствоведы склонялись к тому, что цикл просто продолжался другими заболевания. Вторая версия в науке в теории главенствовала: дело в том, что Жерико довольно рано и быстро умер, в 1824 году, что, наверное, не позволило бы ему завершить цикл в формате «До и После терапии».

В интервью и комментариях Бургос замечает, как все же сильно поменялась психиатрическая практика: некоторые заболевания, в частности алкоголизм, сегодня уже не все готовы признать психической аномалией.

Тогда же, во времена написания работ, ему отводилось место наравне с меланхолией или игроманией. Как полагает Бургос, такое отношение продиктовано научной гипотезой, выдвинутой современной Жерико медициной: алкоголь приводил к слабоумию, отчего и место таким пациентам было — в психиатрических клиниках.

Хавьер Бургос с Мономаней «Пьянство»