«Немытая» Европа Средних веков: миф или реальность?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

К сожалению, Средневековье у многих ассоциируется с грязью и жуткой антисанитарии, которая якобы царила в Европе. Особенно если верить многим авторам, то даже короли не знали, что такое гигиена. На самом деле тренд на критику Средневековье возник еще в эпоху Возрождения, когда началось отрицание всего, что имело хоть какое-то отношение к еще недавнему прошлому. Время шло, и история Средневековья обрастала все новыми и новыми мифам. И в 19 веке на почве увеличения интереса к истории окончательно сложилось отрицательное мнение о Средневековье. Однако, если обратить внимание на факты, то на общую картину тех времен можно посмотреть совершенно с другой стороны.


Изображение взято из открытого источника.

О банных делах 

Жизнь всегда была нелегкой, и чтобы легче относиться к несущим проблемам, частенько люди сравнивают свое время с каким-то прошлым, когда, по их мнению, все было гораздо хуже. Говоря о гигиене в Средневековье многие ссылаются на книгу Патрика Зюскинда «Парфюмер». Но стоит учитывать, что Зюскинд - это прежде всего наш современник, он в прошлом не был, да и действия которые описываются в книге происходили не в Средневековье, а в 18 веке. На самом деле в средневековой Европе ценили чистоту и гигиену. Конечно, как и в любой другой период до появления современного горячего водоснабжения, сделать это было не так просто, но как наши прадеды они пытались в силу своих возможностей оставаться чистыми. Зачастую обычные люди мылись холодной водой, так как горячая была не так легко доступна. Даже представители самых низших сословий регулярно мыли руки и лицо. К примеру, во Франции в средневековых описях домов встречаются чаны для купания, тазы для мытья головы и ног, а также умывальники на ножке. После трапезы обычно подавались кувшины с ароматной водой, чтобы гости могли помыть руки. Также одним из доказательств могут быть и дорожные наборы с принадлежностями для мытья. Обычно их брали с собой знатные люди в долгие поездки. 

Считается, что церковь в Средневековье запрещала мыться, но это не совсем так. Единственное, с чем церковь в то время пыталась бороться, так это с совместным мытьём женщин и мужчин. Поскольку в Средневековье было много общественных купален и бань.Особенно популярно это было в Париже. Считалось, что в таких местах процветал разврат. Однако, уже в 13-14 веках ремесло банщика было признано наравне с другими, а в бани начали пускать мужчин и женщин поочереди. Но также существовали и отдельные мужские и женские бани. В 1249 году в Париже насчитывалось около 26 общественных бань, которые работали 6 дней в неделю и были доступны для обычного населения. В то же время в Вене насчитывалось около 30 бань, а в небольшом городе Нюрнберг 9. В Италии даже были отдельные бани для аристократов. Что касается монахов, то для них были некоторые ограничения на мытьё, впрочем, как и на другие жизненные радости. Но многие из них следили за чистотой тела, причем они часто ходили мыться за пределы своего же монастыря. Полностью отказаться от купаний монахи могли только после принятия обета.

Средневековое мыло

Чистота у многих из нас, конечно, ассоциируется с мылом. История мыла в Средние века в Европе начинается приблизительно с 10 века. До этого времени люди, как правило, пользовались различными травами и настойками из них. Вначале в Европе были проблемы с производством мыла, поскольку данный продукт производился в ограниченном количестве и цена на него была достаточно высокой. Поэтому позволить себе брусок мыла мог далеко не каждый. Однако, чуть позже проблему удалось решить. Тем более после Крестовых походов мыло начало широко распространяться по Италии и Испании, а затем достигло Марселя, который в итоге стал одним из главных центров мыловарения. Марсельское мыло делали на основе оливкового масла, в качестве щёлочи использовался пепел растений. К делу мыловарения относились с чрезмерной серьезностью. Когда мыловарению научились в Англии, то король Англии Генрих IV выпустил специальный указ, касающийся мыловаров. Он запрещал мыловару ночевать с другими ремесленниками под одной крышей, а способ мыловарения должен был оставаться в тайне. Со временем по всей средневековой Европе были построены собственные фабрики-мыловарни. Мыло из Средневековья отличалось от современного и было похоже на обычное хозяйственное мыло. Но это было мыло и оно было распространено в Европе. Кстати, чуть позже в 16 веке в Испании была даже издана книга «Manual de mugere se nel qual se contien en muchas y diversas reсeutas muy buenas». Это был сборник различных рецептов мыла, в ней присутствовали рецепты мыла только для лица или рук. 

Изображение взято из открытого источника.

Вывод:

Жизнь всегда была нелегкой, и представление о том, что жители средневековой Европы не мылись основано на ряде заблуждений и мифов. Конечно, идеальной Европа в это время не была. Чего только стоит тема канализации и туалетов. Но то, что люди мылись в то время это не миф. В 16 веке, а затем в 18 веке, было несколько периодов, когда врачи действительно утверждали, что купание вредно для здоровья, поэтому люди пытались избегать регулярных водных процедур. Однако, это совершенно не означает, что это было и ранее. Во-вторых, христианские моралисты и некоторые священники Средневековья пропагандировали о вреде чрезмерно частого принятия ванн. Но, они также усердно настаивали на том, что необходимо избегать излишеств в пище, отказаться от танцев, охоты и других радостей жизни. Но, это совершенно не означает, что все люди их слушались и не мылись. В-третьих, в интерне просто огромное количества материала, в котором говорится, что в средневековой Европе было ну очень плохо с гигиеной. За основу в этих статьях берутся изречения, как, например, признание Изабеллы I, которая якобы мылась два раза в жизни: при рождении и в день свадьбы. На самом деле этому нет никах подтверждений. Дело в том, что имя это было очень популярное. Стоит отметить, что точно также звали и ее праправнучку, дочь Филиппа II. Считается, что она дала обед не менять белье, пока ее муж Альбрехт VII не возьмет осажденный в 1601 году Остенде. Это продлилось три года. Поступок Изабеллы настолько потряс людей, что даже был придуман новый цвет изабеллин в ее честь. Наряд такого цвета был даже в гардеробе английской королевы Елизаветы I.