Почему в русских народных сказках фигурируют дедушки и бабушки, а отсутствуют родители
Русские народные сказки слагались веками народом, они передавались от поколения к поколению из уст в уста. Поэтому в них при пересказе делались изменения, дополнения, но неизменным оставалась основная идея: что счастье не достается без труда, борьбы, без нравственных начал; неизменно осуждаются жадность, несправедливость, ложь, коварство; добро всегда берёт верх над злом; учит строить жизнь по законам честности и справедливости. Но замечали в них одну особенность? В сказках есть дедушки и бабушки, а отсутствуют родители — папы и мамы.
Во многих русских
народных сказках почти везде встречаются бабушки и дедушки, а не прямые
родители детей: папы и мамы. Дед и бабка испекли Колобка; вылепили Снегурочку; у них
жила Курочка Ряба; они совместно, дружно вытянули репку
Одной из основных причин, по которой в русских народных сказках часто встречаются бабки и деды, можно назвать тот факт, что они представляют собой символ мудрости, жизненного опыта и доброты. Бабушки и дедушки в сказках часто являются мудрецами и наставниками, которые помогают внукам и внучкам преодолевать трудности и находить правильные решения. Они передают свои жизненные уроки и ценные советы, помогая внукам стать сильнее, умнее и добрее, направляя их на правильный путь.
Примерами такого наставничества могут служить многие сказки. Например, сказка «Морозко», где дед Мороз выступает в роли мудрого старца, который помогает девушке Настеньке преодолеть испытания, пройти через трудности и достичь своей цели. Морозко особенно ценит и уважает людей, которые честны и не боятся браться за любую работу. Таких трудолюбивых людей он может щедро наградить, а вот лентяев — наказать. Его советы и помощь становятся ключевыми для успешного развития сюжета и победы главной героини. К этому случаю можно отнести и «Репку», где дед с бабкой объединили усилия внучки, собаки, кошки и мышки, вытянули репку. Она учит тому, что старшее поколение за счёт единства, взаимопомощи, дружбы справились с трудной задачей, где помощь даже маленького и слабого члена коллектива важна и необходима.
Другой важной причиной, по которой в русских сказках детей воспитывают бабки и деды, может быть отражение реальной тяжелой жизни народа. В старинные времена, когда семьи были многочисленными, родители часто были вынуждены работать на полях или в домашнем хозяйстве, чтобы прокормить и обеспечить своих детей. В таких условиях бабушки и дедушки часто брали на себя роль воспитателей и наставников, уделяя детям больше внимания и заботы.
Стоит отметить, что в прошлом люди, жившие в деревнях, считали пожилыми тех, кому было больше 35-40 лет. А если женщине исполнялось 50, её называли бабушкой. Из-за тяжелой работы, отсутствия эффективных лекарств старение происходило быстрее. Поэтому образы деда и бабки в сказках отличаются от образов пожилых родственников в современном мире, которым обычно больше 70 лет. Эти образы отражают традиции русской деревни, где пожилые люди играли значительную роль в обществе и нуждались в поддержке и уважении со стороны молодых поколений.
В сказках часто можно встретить неполные семьи: обычно в них есть отец, но нет матери. Иногда мать умирает, и тогда её место занимает злая мачеха, как в сказках «Морозко», «Василиса Прекрасная» и «Волшебная дудочка».
Таким образом, наличие бабок и дедов в русских сказках можно рассматривать как символ мудрости и опыта, а также как отражение исторических и социальных реалий народа. Благодаря своей мудрости и заботе бабки и деды стали неотъемлемой частью русских народных сказок, оставаясь в памяти поколений как символ добра и мудрости.
Спасибо за внимание.
8 комментариев
Добавить комментарий
В сказе не хватает двух персонажей – отца и матери. Почему христиане сделали обрезание сказки, оставили 7 элементов?
Во-первых, в христианстве всё построено на семеричности (7 – это сакральное число в христианстве). Точно также христиане сократили славянскую неделю: было 9 дней, стало 7. У славян круговая или девятеричная система, у христиан семеричная.
Во-вторых, у христиан защита и опора – это Церковь, а любовь и забота – Христос, т.е. как бы вместо отца с матерью, ведь обряд крещения смывает связь с отцом и матерью, и устанавливает связь между ребёнком и христианским богом. Т.е. отца с матерью почитают только за то, что они родили, и всё!
Рис. Сказка Репка — Образы.«Сказка про репку» указывает на взаимоотношения поколений, указывает на взаимодействие временных структур, форм жизни и форм существования.
Репка как бы объединяет земное, подземное и надземное — три формы жизни, три структуры. Т.е. земля дала свою силу, через вершки репка получает солнечную энергию, и подходит дед, начинает тянуть репку (достояние Рода, которое он посадил). Но он ведь не для себя посадил, а для своего Рода, поэтому начинает звать бабку, но вытянуть не могут, зовут (отца, мать) внучку, опять не получается, внучка зовёт жучку, жучка кошку, кошка мышку, и только тогда вытянули репку.
Отец и мать — почему их нет в христианском варианте
В сказе не хватает двух персонажей – отца и матери. Почему христиане сделали обрезание сказки, оставили 7 элементов?
Во-первых, в христианстве всё построено на семеричности (7 – это сакральное число в христианстве). Точно также христиане сократили славянскую неделю: было 9 дней, стало 7. У славян круговая или девятеричная система, у христиан семеричная.
Во-вторых, у христиан защита и опора – это Церковь, а любовь и забота – Христос, т.е. как бы вместо отца с матерью, ведь обряд крещения смывает связь с отцом и матерью, и устанавливает связь между ребёнком и христианским богом. Т.е. отца с матерью почитают только за то, что они родили, и всё!
Образы
1. Дед – мудрость (самый старший, он посадил и вырастил репку, т.е. достояние Рода, и посадил не для себя, а для своего Рода).
2. Бабка – традиции, хозяйственность.
3. Отец – защита и опора.
4. Мать – любовь и забота.
5. Внучка – потомство.
6. Жучка – достаток в Роду (собаку заводили, чтобы охраняла достаток).
7. Кошка – благостная обстановка.
8. Мышка – благосостояние (т.е. в доме есть пища и пр., иначе как сейчас говорят: «в холодильнике мышь повесилась»).
9. Репка – сокровенная мудрость Рода, достояние Рода. Репка в земле – намёк на связь с Предками, а хранится достояние Рода, Мудрость, как правило, в голове, отсюда выражение «дать по репе», чтобы мозги сработали, мудрость вспомнил и не делал зла другим.
а мне в моём жестоком двадцатом веке не очень
бабушки и дедушки просто не дожили…
Так о каких родителях может идти речь?
Добавить комментарий