Почему народная молва связала цыган с обманом

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Давайте начнем с простого вопроса: какие ассоциации возникают лично у вас при слове «цыган»? Наверняка нечто вроде «позолоти ручку, семья на пятьдесят детей и украденный в юности кошелёк». Возможно, в детстве вам внушали не связываться с цыганами, потому что они непременно обманут или украдут что-нибудь. В общем, репутация у цыган, мягко говоря, далеко не безупречная.


Кажется, что цыгане издавна были окружены ореолом таинственности и недоверия. Их кочевой образ жизни, непохожие традиции и обычаи вызывали опасения у оседлых народов. Но одно дело — быть «чужаками», и совсем другое — заслужить дурную славу воров и обманщиков. Но почему так сложилось и справедливо ли это мнение?

Автор: Кот Веселый

Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаю подумать: разве можно безосновательно опорочить добрую репутацию целого народа? Любые устойчивые стереотипы закрепляются в сознании не на пустом месте. Значит, должны быть веские причины, по которым цыгане снискали себе столь нелестную молву — причём не только в России, но и во всём мире. Откуда они взялись — и насколько оправданы?

Нет дыма без огня

Как мы только что отметили, негативная этническая репутация просто так не возникает. Особенно после 1945, когда всем здравомыслящим людям, вроде как, предельно понятно объяснили, что ненавидеть кого-то «просто» за «неправильное» происхождение — нехорошо. И действительно, на протяжении веков цыгане регулярно попадали в поле зрения органов правопорядка — настолько часто, что это не могло не отразиться на их общественном образе.

Одна из самых распространенных ассоциаций, связанных с цыганами — воровство и мошенничество. Это подтверждается множеством исторических документов и свидетельств. Существует немало зафиксированных случаев, когда целые цыганские таборы промышляли грабежами, конокрадством, карманными кражами, гаданием за деньги и другими криминальными деяниями. Так что образ цыган-воров и аферистов имеет под собой реальную почву.

Другая распространённая ассоциация — цыганские дети-попрошайки. Вынужденные просить подаяние на улицах городов или продавать там же наркотики, эти дети невольно закрепляли в общественном сознании связь цыганского этноса с нищетой, бродяжничеством и асоциальным поведением.


Автор: Pxhere (CC0) Источник: pxhere.com

Разумеется, нельзя судить обо всём народе, основываясь на действиях отдельных его представителей. Однако многовековая тенденция к преступному и противоправному поведению в среде цыган… Имеет место быть, да. Вопрос: почему?

Этнос без нации

Цыгане — одна из немногих этнонациональных групп в мировой истории, не имеющий собственного национального государства. И хотя, казалось бы, это не столь уж существенно, на протяжении веков отсутствие «родины» играло для цыган роковую роль.

Курды, палестинцы, а до недавнего времени и евреи — вот другие этнические группы, не имевшие своих национальных государств. Заметьте, у них тоже складывалась далеко не лучшая этническая репутация в местах проживания. Видимо, отсутствие «корней» на протяжении веков сказывалось на восприятии этих народов в среде местного большинства.

Не кажется ли вам, что здесь прослеживается некая параллель? Возможно, отсутствие национальной государственности как-то связано с повышенным уровнем преступности в определённых этнических группах? А если к этому добавить ещё и компактное проживание? Стоит разобраться в этом вопросе подробнее.

Везде чужие

Одна из главных причин, по которой в среде цыган так много преступников — их социальная изолированность и оторванность от основной части общества на протяжении веков. Ассимилироваться многие из них не хотят, жить честно, не меняя образа жизни — зачастую не могут по той же причине, ибо табор и традиционные ценности цыган с честной работой на трубном комбинате совместимы слабо, а в недавнем историческом прошлом этому мешали ещё и дискриминационные законы.

Автор: И. Пашков (общественное достояние) Источник: www.romanovempire.org

В то же время, оставаясь «чужими» для окружающего большинства, цыганам было гораздо проще пренебречь законом и нормами поведения, чем остальному населению.

Посмотрите на историю любого народа, некогда лишённого национальной государственности. Здесь можно провести параллель с положением евреев в Средние века и вплоть до XX века, когда у них также была крайне неоднозначная репутация Евреев издревле притесняли и ограничивали в правах в христианской Европе, загоняя в гетто и «местечки».

В такой ситуации обмануть «своего» становится куда сложнее. Ведь завтра этот человек может поквитаться или рассказать всем о твоём проступке. Но «чужие»? С ними можно не стесняться — на то ведь они, собственно, и чужие. Да и облапошив их, вы ведь просто ответите им на их презрение той же монетой, верно? Так рождается воровская психология у инородцев, массово проживающих не в своей стране: в «молодом» виде это будут эмигрантские банды (привет США, практически модельному примеру), а во «взрослом» — то же еврейство средневековой Европы, зарабатывавшее на жизнь, в основном, спекуляциями и ростовщичеством, или сами цыганские таборы.


Смотрим на тех же евреев Средневековья и, в целом, всей европейской истории вплоть до XX века, также имевших, местами заслуженно, крайне спорную репутацию, пока те не обрели свою нацию и не осели en masse там, где «все свои», показав себя на удивление трудо-, договоро- и обороноспособной страной.

Кочевой народец

Ещё одной причиной, способной объяснить повышенную криминогенность среди цыган, является их исторически кочевой образ жизни. Даже оседлые таборы цыган могут не ощущать глубокой привязанности к месту — преступники из их числа живут по принципу «покуролесили и укатили», разве что, работают чуть осторожнее и, зачастую, ездят для этого в соседние города «на гастроли». Для них любое место временно, а значит, можно не особо заботиться о репутации или хороших отношениях с местным населением.

Автор: Corel

Кочевники всегда были вольны игнорировать многие законы и правила оседлых народов. Ведь завтра они уже будут в другом месте, где о их проделках никто и не узнает. Для оседлых людей, напротив, исторически важно поддерживать определенный уровень доверия и уважения в местном сообществе — иначе жить будет невозможно.

Человеческая психология устроена весьма своеобразно. Если рядом нет собственной земли и привязанных к ней людей, с которыми придется иметь дело ещё долгие годы, резко ослабевают привычные сдерживающие факторы. Легче пренебречь законом и моралью, если завтра тебя здесь уже не будет. Кочевой образ жизни на протяжении столетий культивировал в среде цыган подобное отношение, что не могло не сказаться на их репутации.

Возможно, вековые кочевые традиции цыган и породили в их среде более вольное отношение к чужим законам и обычаям? Ведь если ты никогда надолго не задерживаешься на одном месте, то и следовать всем правилам не обязательно. Главное — успеть поживиться, пока не пришло время сняться с насиженных мест.

Табор — самосборное гетто

Еще одна важная причина негативного имиджа цыган — их традиционный уклад жизни в тесных, замкнутых таборах. По сути, цыганский табор — это самосборное гетто для компактного проживания инородцев.

Автор: Job Nixon (Public Domain) Источник: picryl.com

История знает немало примеров, когда районы компактного расселения этнических меньшинств превращались в рассадники преступности и беззакония. Возьмем, к примеру, еврейские «местечки» в России XIX века, негритянские гетто в американских городах XX столетия или арабские кварталы в современной Европе. Везде — ровно один и тот же сценарий: преступность среди эмигрантов и инородцев и так выше, ибо «все чужие», а когда появляются какие-то «свои» — ситуация восходит в куб.

Изоляция неизбежно порождает эффект «осаждённой крепости», когда люди разделяют общество на «своих» и «чужих». Круговая порука, презрение к законам «чужаков», процветание криминальных группировок — всё это печальные спутники этнических анклавов. И цыганские таборы полностью подпадают под этот сценарий, являясь анклавами инородцев посреди чужого окружения. Отгораживаясь от внешнего мира, таборы культивируют собственные порядки и правила, зачастую идущие вразрез с общепринятыми нормами.

Да, не все цыгане из табора — преступники, равно как не все евреи из «еврейских кварталов» Имперской России и СССР были спекулянтами и валютчиками. Но вот статискажение — неизбежно, и, в отдельных случаях (например, когда тебе очередные ромалэ кошелёк «нагадали») заметно невооружённым глазом, только усиливая стереотип в глазах населения.

Посмотрим на тех же евреев: когда они жили «кластерами компактного проживания», эти места (и народность в целом) рассматривались обществом как опасные и даже вредные, что, в конце концов, привело к трагическим последствиям — и даже после этого их усиленно стигматизировали, в т. ч. в СССР. И не сказать бы, что полностью безосновательно, ибо в местах компактного проживания евреев всё так же процветали спекуляция, незаконная скупка и ростовщичество, запрещённые в стране на тот момент, а после развала СССР — сформировалась (ненадолго) и «еврейская мафия».

Но когда достаточное их число уехало из России в Израиль, оставшиеся общины быстро утратили свою обособленность. За полтора поколения почти все ассимилировались, перестав жить отдельными анклавами. И что же? Былые стереотипы и предрассудки очень быстро сошли на нет. Уже новое поколение не видит в евреях некую «опасную общность». Теперь даже самая радикальная молодёжь уже не винит их во всех бедах, как это было ещё в девяностые: оставшиеся бесшовно интегрировались в общество и отличаются, разве что, фамилией.

Возможно, та же участь ждёт и цыган, если они действительно покинут обособленные таборы и интегрируются в общество? Уйдут ли тогда в прошлое нынешние стереотипы? Безусловно, этот путь не будет лёгким — ведь придётся разрушить устоявшиеся многовековые традиции. Но, может быть, он окажется единственным способом обрести долгожданное доверие и уважение?

Не греби под одну гребёнку

Напоследок, хочу отметить важную вещь. Было бы ошибочно полагать, что все цыгане — воры и мошенники. Это невероятно обобщённый и несправедливый стереотип. В любом народе есть как положительные, так и отрицательные личности. Среди цыган, как и среди любого другого народа, встречаются вполне законопослушные и добропорядочные граждане.

Более того, есть немало примеров успешной интеграции цыган в окружающее общество. Получив хорошее образование, многие из них смогли полностью порвать с традиционным табором и влиться в жизнь большого города или села. От былого наследия у таких «бывших цыган», вырвавшихся из мест компактного проживания, могут остаться лишь некоторые культурные традиции да специфический говорок.

У цыган есть своя, глубокая культура и традиции… Однако в норме жзни они меркнут под криминальной репутацией.
Автор: Corel

Но парадокс в том, что как только человек полностью интегрируется в общество, мы перестаём воспринимать его как «цыгана». Этот стереотип распространяется лишь на тех, кто по-прежнему ведёт обособленный, «таборный» образ жизни. В нашем сознании именно они и олицетворяют весь цыганский этнос — а заодно массово и красочно демонстрируют проблемы такой жизни.

Поэтому правильнее было бы говорить не о «плохих цыганах», а о специфической этнонациональной криминальной субкультуре, процветающей в замкнутых цыганских общинах.

Заключение: Моё мнение о цыганах и их будущем

Подводя итог, можно с уверенностью сказать: негативную репутацию цыгане заработали вполне заслуженно — благодаря историческим особенностям своего существования в качестве бесприютного кочевого народа без национального государства. Оторванность от больших сообществ, маргинальный уклад жизни в замкнутых таборах и ситуативная необходимость выживать любыми средствами — всё это неизбежно вело к росту криминогенной составляющей. Не случайно подобная печальная судьба сопутствовала и другим бесприютным этносам, «распиханным» по гетто.

Автор: Тульские новости (CC BY 3.0 Unported) Источник: youtu.be

Что же ждёт цыган в будущем? По моему мнению, у них есть две принципиально разные перспективы. Первая — «раскулачивание» таборов, полная культурная ассимиляция «таборных» цыган, развенчание негативных стереотипов и полноценная интеграция в российское общество (подобно тому, как в XIX—XX вв.еках Россия смогла цивилизовать и впитать народы Кавказа, что от исконных русских сегодня можно отличить только по небольшому акценту и части сохранившихся традиций, не противоречащих цивилизованному образу жизни).

Вторая, худшая перспектива — это нарастание межнациональной розни, столкновения на бытовой почве и возможные репрессии против цыган. Судя по настроениям в обществе, терпение у людей на исходе: срез общественного мнения вы можете увидеть в комментариях под любым видео на YouTube, посвящённым им, безо всяких соцопросов.

Очевидно, что второй сценарий крайне нежелателен и чреват самыми печальными последствиями как для самих цыган, так и для общества в целом. Поэтому хочется надеяться, что правительство найдет разумное решение, которое позволит цыганам интегрироваться и рассредоточиться, преодолев многовековую культурную изоляцию. Лишь таким путём, на мой взгляд, можно будет развеять негативные стереотипы и закрыть печальную страницу народной молвы, связавшей целый этнос с криминалом и обманом в глазах народа.

Post Scriptum. Это — обзорная статья, где я попытался разобраться, «как мы докатились до жизни такой», и почему уроки истории середины XX века не мешают людям грести всех цыган «под одну гребёнку». Попрошу обойтись в комментариях без действий и выражений, запрещённых законами РФ.