Обзор «Зомбицид: Живым или не очень»: настольный зомби-слэшер в сеттинге Дикого Запада
За день человек получает огромное количество стресса, так что к вечеру иногда хочется кого-нибудь убить. Выплеснуть эмоции без вреда для окружающих хорошо помогают разнообразные экшен-игры, впрочем, среди настольных развлечений им есть достойная альтернатива. Одной из самых популярных серий, посвященных уничтожению полчищ врагов стала «Зомбоцид», причем за время существования франшизы свет увидело множество дополнений и продолжений в различных сеттингах, каждое привносящее в игру свою «изюминку». Познакомимся с этим зомби-слэшером на примере «Зомбицид: Живым или не очень» — самостоятельной игры, пропитанной атмосферой Дикого Запада.
Содержание
Комплектация
Увеличенная коробка (307х307х119 мм) украшена детализированным изображением героев игры, отстреливающихся от напирающих мертвяков.
Внутри нее находится целых 3 кг картонно-пластиковых сокровищ: 9 двухсторонних фрагментов поля и 3 железной дороги, 73 фигурки зомби (40 ходоков, 16 бегунов, 16 толстяков и 1 отродье), 14 фигурок и карточек выживших, модель пулемета Гатлинга, 120 мини-карт (18 стартовой экипировки, 55 обычных вещей, 7 наградного оружия, 37 зомби, отродье, фургон и пулемет), 29 жетонов (9 целей, 14 зон появления зомби, 2 изгнания, фургона, первого игрока, выхода и шума), 6 панелей выживших, 6 цветных подставок под фигурки и 6 кубиков, 48 маркеров (по 8 на цвет), а также книжка с правилами и описанием миссий. Так же отмечу наличие удобного сундучка для миниатюр. Игра рассчитана на 1-6 игроков от 18 лет.
Нарратив
На Дикий Запад едут по разным причинам: в поисках приключений, скрываясь от закона или в надежде заработать, но никто не ожидал появления там зомби. Причиной катастрофы могло стать все что угодно — чума, безумие или происки самого дьявола. Мечты и надежды быстро превратились в оживший кошмар, но никто не собирается сдаваться без боя! В дело пойдет все: сковороды, ножи, револьверы, винтовки, святая вода, динамит и даже пулемет.
«Зомбицид: Живым или не очень» — это кооперативная настолка, где выжившие сражаются с ордами зомби, которыми управляет сама игра за счет карточной колоды. Героев всегда шестеро, но контролировать их могут разное количество игроков. Приключение включает 11 миссий, каждая со своими целями, совместное выполнение которых — условие победы. В процессе можно будет найти полезные предметы и новое оружие. Чем больше зомби получится уничтожить, тем сильнее становятся персонажи, но и мертвяки начинают быть более агрессивными. Если же хотя бы один выживший погибнет или активируется семь зон появления зомби, то задание считается проваленным.
Подготовка к игре
Выбирается миссия и игроки знакомятся с ее особыми правилами. Из фрагментов выкладывается игровое поле, на котором размещаются зоны появления, жетоны целей и прочие компоненты в указанные места. Следующим этапом нужно набрать отряд из 6 персонажей, распределив их фигурки с карточками между игроками.
В соответствие с количеством подконтрольных выживших, участники получают пластиковые панели, на которые помещают карточки персонажей и стартовое снаряжение (в любой руке или зоне любимого оружия), специальными маркерами отмечают здоровье и открытые способности, а счетчик адреналина смещают на нулевое значение. На планшетах также присутствуют три ячейки инвентаря, которые будут заполняться по ходу игры. Фигурки персонажей вставляются в подставки того же цвета, что и маркеры на панели, а затем выставляются в стартовую зону для выживших вместе с жетоном шума.
Перемешиваются и размещаются рядом с полем следующие колоды карт рубашкой вверх: вещи, наградное оружие и зомби. Около последней должна лежать и стопка с отродьями, но в базовой версии подобный монстр только один. Памятки по пулемету Гатлинга и фургону, а также комплект кубиков должны находиться в доступности для всех участников, один из которых получает жетон первого игрока. Теперь можно начинать геноцид мертвяков.
Основы правил
Игра протекает в пошаговом режиме. Первый участник активирует одного из подконтрольных выживших. Базово он может выполнить три действия из следующих: обыск (не более одного), движение в соседнюю зону, упорядочивание инвентаря/обмен вещами, взаимодействие с жетоном цели, создание шума, бой (ближний или дистанционный) и использование техники. При этом разные классы дают дополнительные варианты. Когда первый выживший завершает ход, процесс повторяется со всеми остальными персонажами.
В фазу зомби каждый мертвяк активируется, атакуя или перемещаясь в направлении выживших/жетона шума. Ходоки, толстяки и отродье имеют по одному действию, а бегуны — два. Затем на каждой зоне появления восстают новые умертвия в соответствии с картами колоды зомби и максимальным уровнем адреналина. В конце хода жетон шума перемещается в зону с наибольшим количеством выживших, фишка первого игрока передается против часовой стрелки, и процесс повторяется.
Открытое пространство разделено линиями на локации, а в зданиях границами являются стены комнат. Зоны используются для определения линии видимости и дальности стрельбы, а также перемещения. Для атаки необходимо бросить указанное количество кубиков и сравнить результаты с параметром точности. Каждый успех убивает одного зомби, если количество его здоровья не превышает урон оружия. Последнее может производить шум, использовать определенный тип боеприпасов или применяться в паре с другим таким же, удваивая количество кубов. Убийства приносят очки адреналина, которые на определенном уровне открывают персонажам дополнительные способности.
Большинство правил пришло прямиком из 2-й редакции базового «Зомбоцида», но имеются и отличия. Так была переработана система появления зомби: теперь в зданиях они появляются бесконечно, пока не окропить место святой водой, а отродье увеличивает их приток. Шум теперь тоже работает по-иному: вместо кучи жетонов остался только один двухсторонний — сильный «БУМ!» и слабый «Бах!».
В этой версии «Зомбоцида» проходы в здания всегда свободны, поэтому больше не требуется выламывать двери. На карточке персонажа появилась новая зона «любимое оружие», которая фактически является третьей рукой. Добавили колоду наградного оружия с заданиями по его получению.
Еще появился балкон — новая зона на карте, с которой удобно простреливаются все улицы. Разработали правила для прибытия и отправления поезда, стрельбы со стационарного пулемета Гатлинга и перемещения на фургоне.
Конечно, ввели и новые классы персонажей со своими уникальными особенностями. Верующий может «замораживать» нежить в определенной зоне, а также использовать обычную воду как святую. У задиры есть классовая способность рывок, позволяющая за одно действие передвинуться на две зоны и совершить атаку в ближнем бою, кроме того, у него больше здоровья, чем у других. Стрелок умеет вести шквальный огонь из пистолетов, что дает ему 6 кубиков на атаку, но снижает точность. Горожанин умеет производить обыск несколько раз за ход и видит все зоны внутри здания.
60-страничного мануала пугаться не стоит — около трети в нем занимает описание миссий, а правила логичны и объясняются минут за 10. Понравилось, что есть много примеров (текстовых и графических), а также лирических отступлений для более глубокого погружения в игру. Чтобы разнообразить геймплей, допускается использование персонажей, зомби и предметов из других редакций.
Миссия «Встреча с зомби»
Поскольку игра подразумевает погружение в атмосферу, то приведу небольшой рассказ о том, как проходила обучающая миссия «Встреча с зомби». Все началось с того, что шестерка выживших решила разжиться оружием, и по-быстрому свалить из оккупированного зомби городка. На благоприятный исход были все шансы — участники группы были разносторонне подготовлены, к тому же у них в загашнике оказалась бутыль со святой водой.
Увидев одинокого зомби, Карл сразу же рванулся в атаку, яростно размахивая сковородой. После пары безуспешных попыток он все же направил свое оружие точно в голову мертвяку, переломив хребет. За Карлом последовал проповедник Томас, взгляду которого предстало еще три умертвия. Священник осенил ближайшего зомби крестным знамением, и тот неподвижно застыл. Тернер пошел обшаривать ближайший дом, но как только он зашел в здание, тотчас же у него под ногами зашевелились трупы. К счастью, стрелок прихватил с собой склянку святой воды и успел полить ею восстающих, что упокоило этих мертвяков навеки. Обшарив соседнюю комнату, Тернер обнаружил подозрительный ящик.
Трикси также решила пойти в дом, и, обшарив закоулки, вытащила откуда-то здоровенное мачете. Мег подошла в Карлу и Тернеру и попыталась выстрелить в зомби, но пуля просвистела мимо. А вот Мэй не стала осторожничать, бросившись в атаку на мертвяка со сковородой, но махать кухонной утварью не слишком-то сподручно, поэтому нанести урон она так и не сумела. Хотя зомби, с которым сражалась девушка, так и остался стоять неподвижно, к нему на помощь приковылял толстяк, а бегун не только подбежал, но и успел укусить Мэй за плечо. При этом совсем рядом восстало еще четыре толстяка, а из-за угла уже слышались завывания ходоков.
Тернер уже было наклонился открыть ящик, но малышка Трикси его опередила, схватив наградную винтовку Генри. Впрочем, девушка решила не обижать товарища, вытащив из какого-то темного угла винчестер и передав его стрелку. Мэй нанесла точный удар по бегуну и могла бы отбежать, но решила обезглавить еще и ходока. К сожалению, удача была не на стороне девушки, и она увязла в бою. Нужно было срочно прийти на помощь, вот только стрелять было не вариантом — с имеющимся низкокачественным оружием шанс попасть по ней был даже выше, чем по зомби.
Проповедник вновь прочитал молитву, и мертвяки застыли. В этот момент подбежал Карл и начал их крушить сковородой — ему удалось забить не только ходока, но и толстяка, а все благодаря тому, что святые слова Томаса делают зомби более восприимчивыми к атакам! Воспользовавшись передышкой, Мег обшарила здание, найдя винчестер и для себя. Тернер занял удобную позицию на балконе. Тем временем, отряд толстяков окружил отважных бойцов со сковородами, а на подходе появилось еще пара группа мертвяков.
Томас вновь продолжил молиться, а Карлу удалось забить одного из жирных зомби. Боясь задеть своих, Тернер решил стрелять по дальним врагам, а затем, пошарив в здании, обнаружил ремингтон — наконец-то нормальный пистолет для шквального огня. Трикси подскочила к Мей и всучила ей мачете — данное оружие будет посерьезнее сковороды. С его помощью удалось уничтожать еще пару зомби. Мег продолжила обыск, найдя в сундуке целую кучу патронов и вышла на балкон. Зомби же все вставать из могил, наступая на отважных героев.
Карл и Мей продолжили зачистку локации, а последнего зомби в ней убил Тернер, правда, все же ранив Карла в ногу. Заскочив в здание, стрелок порылся в соломе и достал оттуда склянку со святой водой — нужная вещь для обследования второго дома. Томас «заморозил» зомби в следующей зоне, чтобы те не смогли продвинуться дальше, а Трикси забежала в здание и взяла у Тернера бутыль. Мег прикрывала отряд с балкона.
Вылезло еще несколько бегунов, а с дальней улицы послышались тяжелые шаги — на вечеринку заглянуло отродье — больше медлить было нельзя. Тернер открыл шквальный огонь с балкона по зомби, и, хотя на первый взгляд выстрел казался неудачным, он использовал свою врожденную везучесть, и в результате упокоилось сразу трое — адреналин тут же ударил в голову, и стрелок унес еще парочку зомби выстрелом из винтовки. Мег палила по мертвякам из винчестера. Карл и Мэй сбегали в дом, вернувшись оттуда с кольтом и дробовиком соответственно, после чего остались принимать удар на себя. Томас продолжал морозить дальнюю зону. В этот момент Трикси, словно настоящая циркачка с разбегу запрыгнула на балкон.
Отродье пошло вперед на шум, грозно завывая, а на его призыв откликнулось еще десяток врагов. Тернер продолжил полевать их шквальным огнем, повышая свой уровень адреналина, остальные тоже отстреливались, пока Трикси спускалась по лестнице внутрь строения. Трупы в дальней комнате зашевелились, но акробатка успела остудить их пыл бутылью со святой водой, после чего бросилась к ящику с наградным оружием, завладев редким револьвером. Затем она забилась в дальний угол, чтобы отродье ее не заметило.
Тем временем волна зомби становилась все более многочисленной, а отродье подбиралось все ближе к отстреливающимся героям. Хорошо, что Томас успешно сдерживал натиск своей молитвой. Воспользовавшись этим, Трикси удалось незаметно пробраться на балкон. Впрочем, когда казалось, что победа уже близка, отродье ускорилось и вломилось в нашу группу. Из обычного оружия его было не убить, к счастью, молитва и здесь спасла нам жизнь — Мэй несколькими точными ударами своего заговоренного мачете сумела обезглавить чудовище. В это время Тернер, паля по врагам, достиг очередного уровень адреналиновой ярости, за что был удостоен наградного маузера.
Зомби, впрочем, отступать не планировали — начав переть настоящей лавиной. Трикси спрыгнула с балкона и присоединилась к товарищам, едва сдерживающих натиск. Команда вначале начала медленно пятиться, а после развернувшись бросилась со всех ног к выходу. Вот такое оказалось их первое знакомство с зомбоцидом.
Впечатления от игры
Из всех перепробованных мной «Зомбоцидов», данная версия показалась наиболее многогранной и сложной. Даже на обучающее задание вместо 10 обозначенных минут, я потратил больше часа, а первую миссию со статусом «легкая» удалось пройти лишь с третьего раза. Поэтому заявленные 10 миссий легко превращаются в 30 — 40 игр, тем более что использование разных персонажей, которых тут целых 14 в корне меняет тактику. Ну, и элемент случайности, конечно, тоже никто не отменял.
Если раньше в домах нужно было просто уничтожить небольшую группу зомби, то теперь даже один ход промедления может привести к проигрышу — входить в дом без святой воды крайне опасно. Впрочем, выживших тоже усилили — чего только стоит пулемет, усиливающий свою убойную силу с каждым выстрелом. Из классовых весьма интересными показались способности вроде шквального огня и изгнания, а также механики с прибытием поезда и балконами. Дополнительная зона с любимым оружием не сильно меняет геймплей, но вот идея о получении наградного вооружения за мини-квесты весьма хороша. Система же шума стала адекватнее и нагляднее.
Каждое прохождение — это целый интерактивный рассказ, который с головой погружает в мир апокалиптического Дикого Запада. Цветовая гамма не слишком яркая, но для выбранного сеттинга она подходит как нельзя лучше. Даже кубики играют на атмосферу: теперь они деревянные, а вместо цифр — стилизованные изображения. Планшеты не выгнутые, подставки не спадают, а качество миниатюр просто отличное — фигурки как всегда детализированные и прочные, осталось только покрасить.
Выводы
Игра стала сложнее и разнообразнее, но, по сути, это все тот же самый «Зомбоцид», только в новой обертке. Простые правила и увлекательный геймплей позволят хорошо отдохнуть после напряженного рабочего дня за уничтожением орд врагов, погрузившись в атмосферу Дикого Запада. Настолка кооперативная, поэтому конфликты между игроками исключены, кроме того, она отлично подходит для одиночного прохождения. Тем не менее начинать знакомство с франшизой я бы все же посоветовал с оригинального издания, а вот поклонникам франшизы «Зомбицид: Живым или не очень» однозначно понравится. К игре также уже вышло несколько дополнений.
Купить «Зомбицид: Живым или не очень»
Скачать правила для «Зомбицид: Живым или не очень»
0 комментариев
Добавить комментарий
Добавить комментарий