Обзор настольной игры «А.Д.Е.Л.Ь.»: спятивший ИИ в открытом космосе

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Обзор | Оффтопик

Жанр космической фантастики широко эксплуатируется в фильмах, книгах и компьютерных играх, но вот в настольной интерпретации появляется не так уж часто, поэтому выход по-настоящему достойных настолок в этом сеттинге становится настоящим событием. К поклонникам «Космической одиссеи 2001» и «Чужого» праздник пришел в виде локализации проекта «А.Д.Е.Л.Ь.» от издательства «Магеллан». Это полукомандная игра о противостоянии отряда космонавтов и спятившего ИИ на борту звездолета. Здесь нашлось место большому количеству механик, значительной вариативности, здоровой доли случайности, социальным элементам и возможности прохождения в режиме соло, а антураж и атмосфера нависшей опасности переданы просто великолепно. Немаловажно и то, что «А.Д.Е.Л.Ь.» оказалась весьма доступной по цене, в отличие от более раскрученной «Немезиды».

На дворе ближайшее будущее, в котором пилотируемый космический корабль впервые отправляется на Марс. Управлять всеми системами и обслуживать международный экипаж должна новейшая разработка в области искусственного интеллекта – Автоматический Дифференцированный Единый путеводитеЛЬ. Однако спустя двое суток после старта, начинают происходить странные вещи: то система управления отключится, то появится ошибка в коде, а один из космонавтов чуть не погиб от недостатка кислорода в своей каюте. Вскоре становится понятно, что причина неполадок искусственный интеллект, который идентифицировал экипаж как угрозу для миссии. У звездных первопроходцев остается только два выхода: бежать в спасательных капсулах с корабля или уничтожить центральную консоль АДЕЛЬ, пока еще не поздно.

Игра поставляется в средней по размеру (316x226x72 мм), но весьма полновесной коробке, украшенной тематическим изображением. Внутри ждет россыпь интересностей: двустороннее игровое поле, консоль АДЕЛЬ, 4 комплекта персонажей (фигурка, планшет, ширма, 7 кубиков и шестигранная кость), цилиндр энергии, двадцатигранный дайс, мешочек, памятка с описанием различных элементов, правила, 27 карт АДЕЛЬ и 25 карт событий (44x67 мм), а также 147 различных жетонов, фишек и маркеров. Заботливый производитель не забыл добавить и пакетики для хранения деталей.

Большинство элементов изготовлено из толстого многослойного картона, который не так легко повредить в процессе эксплуатации. Печать качественная: рисунки не стираются. Все жетоны вырублены в картоне, и перед первой игрой требуется их отделить. Особенностью данной настолки является то, что на ее элементах отсутствуют надписи, что немного усложняет освоение, зато глубже погружает в атмосферу, а чтобы не запутаться, следует всегда держать под рукой памятку. «А.Д.Е.Л.Ь.» рассчитана на 1-5 игроков от 13 лет, а одна партия длится два-три часа.

Первым делом нужно разложить все элементы на столе. В центре разворачиваем жесткое игровое поле формата А2: на одной его стороне изображен корабль «Фобос», на другой – «Деймос». Отличаются звездолеты исключительно расположением отсеков. Часть жетонов предметов (огнетушитель, скафандр, фонарь, батарею и дрон слежения) помещаем стопкой в специальную зону возле лаборатории. К ключевым вещам, необходимым для прохождения миссий (обозначены красным и синим маркерами), добавляем батарею, две детали и десять случайных предметов из оставшихся, например, тут могут попасться стимуляторы, аптечка, огнетушитель или плюшевый мишка. Перемешав жетоны, раскладываем их по одному в каждой локации лицом вниз. В отсеках 3 и 17 на компьютеры помещаем терминалы тревоги.

На разные концы временной шкалы кладем жетоны хода и невозврата. Пять случайных маркеров миссий размещаем на полях внизу, еще один с пометкой «X» располагаем рядом с полем (он потребуется для разыгрывания шпионажа). Под жетонами ставим часть деревянных кубиков. Маркеры показывают, в какую локацию нужно принести ключевой предмет, а кубики – кому из членов экипажа эта информация известна. Колоду событий размещаем в соответствующей части поля, ее верхнюю карту переворачиваем. Жетоны заряда, закрытых люков, повреждений и блока инвентаря, а также 20-гранный дайс потребуются в процессе, поэтому тоже далеко их не убираем. Каждая фишка имеет свою форму и размер, так что их довольно легко дифференцировать.

Для АДЕЛЬ потребуется ее консоль. 52 жетона опасности складываем в тряпичный мешочек, затем достаем три их них и начинаем заполнять соответствующие ячейки планшета, начиная с левого края. Убрав две случайные специальные карты, перемешиваем колоду АДЕЛЬ и набираем четыре карточки в руку. Цилиндр ставим на шкалу энергии на исходное значение. Четыре из шести жетонов аномалий кладем в соответствующие поля.

Остальные игроки выбирают себе одного из восьми персонажей (на каждом планшете прописано два) и цвет, получая соответствующие ширму, шестигранную кость, фигурку и кубики, из которых один помещаем на левую клетку шкалы здоровья, а четыре будем тратить на программирование действий. В инвентарь добавляем предмет, обозначенный на планшете. Герои также имеют особые способности, например, Мэй Чжао не проходит проверку духа, Андреас Грейзер может убирать повреждение корабля из отсека, а у Брюса Моралеса все предметы имеют увеличенный уровень заряда. Броском 20-гранного кубика определяется, кто в какой локации начинает игру (два игрока не могут стартовать в одном отсеке). На ширмах схематично изображено, как бороться с различными возникающими проблемами: использовать скафандр против гипоксии, огнетушителем усмирять пожар, развеивать тьму фонарем и так далее.

Задача игроков сбежать с корабля (красная миссия), пока жетон ходов не опустился ниже точки невозврата, либо уничтожить компьютер (синяя миссия), но на космолете не должно быть жетонов повреждений. Для достижения цели, требуется найти ключевые предметы, выведать правильную локацию под маркерами и там активировать устройства. Каждый персонаж знает лишь часть информации, и чтобы передать свои знания другому, космонавтам необходимо встретиться в одном отсеке. При этом, АДЕЛЬ слушает все переговоры игроков и может корректировать свои планы, в соответствии с полученной информацией. Задача искусственного интеллекта состоит в том, чтобы экипаж не успел выполнить миссии за отведенное ему количество ходов, либо кто-то из его членов погиб, получив повреждения или оставшись в открытом космосе без скафандра.

Все приготовления закончены, цели поставлены, можно начинать играть. В данной игре фиксированное количество ходов, зависящее от количества участников: 18 (1-3 игрока), 15 (4 игрока) или 12 (5 игроков).

Каждый ход состоит из шести этапов. В фазу событий нужно переложить открытую карту из соответствующей колоды в поле рядом, после чего срабатывают ее эффекты. Некоторые карточки имеют мгновенный эффект (маневр уклонения, дрейф, тишина), другие – оказывают влияние на протяжении всего хода (стресс, вредоносная программа, столкновение). Верхнюю карту колоды следует перевернуть, чтобы игроки представляли, что их ждет на следующем ходу и могли попытаться предотвратить это.

В фазу планирования игроки, прикрываясь ширмой от АДЕЛЬ, программируют свое поведение, распределяя четыре имеющихся у них кубика на свои действия: движение, открытие двери, поиск и активация предмета требуют по одному очку, а специальное действие – два очка с проверкой духа или три без нее. Можно обсуждать свои действия с другими игроками, но тогда и АДЕЛЬ будет в курсе.

Перемещаться разрешено не только по отсекам, но и в открытом космосе, если у вас, конечно, есть скафандр, а открытие дверей помогает снять ее блокировку. Проведя поиск можно посмотреть находящийся на земле предмет и, при желании, положить его в инвентарь. Нести можно до четырех вещей, но у персонажей имеется шкала здоровья, при уменьшении которого страдает грузоподъемность, а получив 6 ран, герой умирает. Чтобы воспользоваться преимуществами девайсов, необходимо вначале их активировать. Предметы бывают ключевые (нужны для выполнения миссии), одноразовые (после срабатывания уничтожаются), постоянные (остаются в инвентаре и продолжают действовать каждый ход), а также с зарядом (после обнаружения нужно определить уровень энергии броском кубика и понижать его каждый ход). Еще можно скрафтить предмет самому, если активировать два набора деталей.

Чтобы пройти проверку духа, требуется на кубике выбросить не больше, чем указано на планшете персонажа. Специальные действия позволяют активировать ключевой предмет, открыть шлюз (если активирована аномалия «Закрыть люки»), избавиться от некоторых опасностей в данном или соседних помещениях. Все это можно выполнить только если в локации есть работающий компьютер, в противном случае необходимо вначале его починить. Также специальным действием можно убрать жетон повреждений, находясь в космосе.

Таким же способом можно воспользоваться одним из терминалов (на карте обозначены желтым значком): медицинским (лечит себя или члена группы), командным (отодвигает точку невозврата), доставки (передает предмет между космонавтами), инженерным (берет вещь из лабораторного отсека), ремонтным (устраняет повреждение модулей), центральным (убирает блокировку с компьютера или терминала). Есть еще терминалы тревоги, которые предотвращает наступление события. Они обозначатся фишками и после активации перемещаются в случайную локацию (определяется броском дайса).

Затем наступает фаза АДЕЛЬ, в которой она может спутать все планы экипажа. Игрок, контролирующий ИИ, берет из мешка три жетона опасностей и кладет их на консоль. Всего присутствует шесть видов опасностей: заблокированная дверь, пожар (наносит повреждения людям), гипоксия (заставляет сбросить кубик действий), тьма (каждое действие требует больше на один кубик), шпионаж (позволяет узнать, какие предметы на полу и в инвентаре находящегося там персонажа, а также с 50% вероятностью выяснить расположение отсека для активации ключевого предмета) и блокировка. Последняя может деактивировать терминал или компьютер, а чтобы возобновить их работу, экипажу потребуется батарея или центральный терминал. Пожар нивелирует действие тьмы, что логично. Используя запас энергии (передвигая цилиндр на соответствующее количество делений), АДЕЛЬ может разыграть любое количество карт с руки и поместить на одну из указанных в них локаций жетоны с консоли, начиная справа. Две одинаковых фишки опасности выложить в одно место нельзя. Некоторые карточки имеют особые свойства.

При желании можно также активировать аномалии, убрав несколько жетонов опасности из соответствующих зон корабля и заплатив 5 энергии, взамен получается более сильный глобальный эффект. Затем АДЕЛЬ сбрасывает любое количество карт и добирает руку до четырех. Если колода закончилась, то она замешивается снова. В завершении, энергия увеличивается на величину, указанную на консоли. Накапливая последнюю, ИИ может устраивать более сильные неприятности экипажу. Все убранные опасности отправляются в специальную зону для сброса, откуда АДЕЛЬ может их вернуть специальной картой.

В фазу розыгрыша открываются ширмы и срабатывает эффект фишек опасностей. В фазу действия игроки по очереди реализуют намеченные планы. В конце хода заряд всех предметов снижается на единицу, убираются все активированные одноразовые предметы, а жетон хода перемещается на одно деление вниз.

В режиме одиночной игры, АДЕЛЬ действует по определенному алгоритму. Доступно три уровня сложности, отличающихся частотой появления аномалий. В фазу компьютера берется всего одна карта и две фишки опасности, которые без затрат энергии выкладываются в обозначенные на последней отсеки. Кстати, этот алгоритм можно распространить и на игру с большим числом игроков, если вдруг никто не захочет отыгрывать ИИ.

Как видим, игра сильно перегружена различными элементами, и это я еще опустил часть нюансов. Кроме того, инструкция довольно плохо структурирована и нужный пункт не всегда удается найти с первого раза. Я разобрался с правилами только прочитав мануал и памятку по два раза, а также посмотрев несколько роликов. Но все встает на вои места, когда отыграешь хотя бы одну партию. Кроме того, игра быстро засасывает, и сразу хочется продолжения.

Случайное распределение многих элементов (в том числе смена локаций для ключевых предметов), использование только части карт и жетонов, два корабля, несколько персонажей со своими особенностями, а также различия для разного количества игроков вносят большой элемент вариативности, поэтому одна партия не будет копией другой. При этом рандом не главенствует, а результат в большей степени зависит от действий игроков, а не от удачи. Если же захотите новых ощущений, то просто смените сторону.

На процесс оказывают влияние переговоры. Иногда придется выбирать: важнее в данный момент скоординироваться и передать ценные данные, или же лучше промолчать, чтобы не дать преимущества АДЕЛЬ. В отличие от многих других игр, здесь общий противник ходит после заявок, но до реализации действий команды, поэтому реально способен сорвать ее планы, если узнает лишнего. При этом, искусственный интеллект не всемогущ: его действия ограничены картами, жетонами и энергией.

Стоит отметить, что разработчикам удалось выстроить довольно равномерный геймплей без утомительных пауз: все игроки постоянно вовлечены в процесс. Пока экипаж обсуждает свои планы, ИИ внимательно слушает и запоминает, затем начинается фаза АДЕЛЬ, и уже люди следят за тем, как собирается напакостить сумасшедший компьютер. Когда же экипаж начинает воплощать свои планы, то искусственный интеллект оценивает эффективность выставленных преград и уже начинает планировать следующий шаг. Весь процесс развивается более-менее равномерно: здесь нет такого, что вначале ничего не происходит, а к концу события резко набирают обороты. В плане баланса придраться тоже не к чему: шансы победить у «А.Д.Е.Л.Ь.» и космонавтов примерно равны.

«А.Д.Е.Л.Ь.» – сбалансированная настольная игра с ассиметричным геймплеем в космической тематике. Она может похвастаться увлекательным динамичным процессом, разнообразными механиками, достаточной долей вариативности и возможностью использовать переговоры игроков против них самих. Правила довольно сложные и насыщенные, поэтому игра скорее подойдет уже матерым настольщикам, которые классно проведут время, а не получат головную боль от многообразия возможностей. В игре задействованы разнообразные элементы: игровое поле, полтора десятка разных видов фишек, счетчики, карты, кубики, фигурки, планшеты. Качество компонентов не вызывает вопросов, а стоимость «А.Д.Е.Л.Ь.» значительно меньше аналогичных игр. Также есть пока еще не локализованное дополнение, в котором ИИ и люди объединяются, чтобы противостоять инопланетянам.

Узнать актуальную цену настольной игры «А.Д.Е.Л.Ь.»

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Обзор накопителя 2.5" Orico Y-20 512 ГБ

Сегодня вспомним, что помимо распространенных накопителей NVMe SSD M2, существуют и даже используются еще другие стандарты. Стандарт 2,5″ SSD пришел на смену медленным HDD, и еще используется...

Не просто камни из космоса: неочевидные факты о Земле, открытые благодаря метеоритам

Они прибывают на Землю, словно письма из прошлого, запечатанные в огненных конвертах, — безмолвные вестники, несущие на своих оплавленных боках отпечатки эпох. Метеориты, а также их...

Докатка: как избежать опасностей на временном колесе

На дорогах часто случаются непредвиденные ситуации, и одна из самых распространённых — это поломка или повреждение колеса. В такие моменты на помощь приходит докатка, маленькое и удобное...

Космический бит: зачем NASA отправило хип-хоп к Венере?

Недавно NASA провернуло трюк, достойный, скорее, пиар-агентства, нежели организации, занимающейся серьезными научными исследованиями. Агентство отправило к Венере… нет, не новейший зонд,...

Россия – самая холодная страна, так ли это на самом деле

Мы живём в уникальной и огромной стране, которая расположена в Восточной Европе и Северной Азии. Её территория занимает более 17 миллионов квадратных километров, это делает её по площади одной из...

Имеет ли право инспектор ДПС останавливать ночью в неосвещенном месте?

Если в условиях города освещенность улиц одинаково хорошая в любое время суток, но за городом многие трассы освещены неравномерно. И ночью, в слабо освещенном месте очень не хочется останавливать...