Невероятная археологическая находка и кандидат на восьмое чудо света: история терракотовой армии

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Побольше – это хорошо. Видимо таким принципом и руководствовали создатели терракотового войска, представляющего собой колоссальную скульптурную композицию. Это целая армия, в которой тысячи солдат, да ещё и лошадей подвезли.


Выполнялись статуи в натуральной величине, а для их создания использовалась глина, после чего производился обжиг в печи. Это и послужило толчком для названия – терракотовое войско. Обнаружил сие чудо случайный товарищ, копая колодец.

История создания и внешний вид

Создание этих скульптур – настоящий подвиг. Каждая деталь изготавливалась вручную, после чего их собирали в единую статую. Любители конструкторов неистово плюсуют! Уже готовые скульптуры аккуратно клали в печь, где производили обжиг. Финальный штрих – покрытие глазурью и краской.

Детализация – отдельный предмет для разговора. Каждая статуя уникальна, отличается форма тела, экипировка, форма лица.

Средняя высота изделий составляла 200 см, а вот «худышками» скульптуры сложно назвать, ведь они весят 150 кг. Масса лошадей – 300 кг. Самыми интересными являются колесницы, найденные здесь же. Их изготовили из бронзы, а количество деталей перевалило за три сотни.

Каждая колесница имела украшения из серебра и золота, а в упряжке было по 4 лошади. Солдаты располагались лицом на восток. Это важный нюанс, ведь чаще всего недруги нападали именно с данной стороны света.

Воины располагались друг за другом, в 3 ряда. Их поза выдает немирные намерения, готовность ринуться в бой. Создатели постарались на славу, сохранив солдатское построение тех времен.


Скульпторы учли даже национальное многообразие. Среди «солдат» можно встретить китайцев, уйгурийцев, тибетцев, монголов и иных представителей азиатских народов. Одежда и стрижка – полное соответствие с тенденциями тех времен.

Бытует легенда, что скульптуры были сделаны по подобию настоящих людей. Считалось, что после кончины душа переселится в глиняную оболочку, продолжая защищать свою родину.

Оружие в полной готовности

Оружие солдат, изготовленное из бронзы, не рассыпалось за многие века. При исследовании было установлено, что эмаль, нанесенная на фигуры, содержит диоксид хрома. А это уже заявочка на более современные виды оружия. Считается, что хромирование металла впервые было опробовано на Западе только в начале прошлого века. Владели ли кузнецы того времени столь современной технологией?

Ответ сокрыт в сианьской почве. Её уникальный состав, химические и физические свойства позволили сохранить оружие в первозданном виде. Остатки хрома, найденные на мечах и копьях, были обыкновенным загрязнением глазурью, которая наносилась на статуи и деревянные составляющие.

Да, ученые с головой ушли в исследования, провели эксперимент, в ходе которого бронза старела в двух разных камерах с одинаковой скоростью, но отличающейся почвой. И было установлено, что именно сианьская земля сохранила статуи в первозданном виде.

Но это не дает гарантии, что кузнецы и мастера того времени пользовались примитивными методами защиты оружия. Исследования на эту тему продолжаются даже сегодня, но подтвердить или опровергнуть данный факт не представляется возможным.

А зачем так много статуй?

Честолюбие – сильнейшее качество первого императора династии Цинь, Цинь Шихуанди. Он был совсем юным, когда строители приступили к реализации прекрасной гробницы. Его усыпальница создавалась целых 36 лет, а проект осуществляли почти 700 000 рабочих.

Император Шихуанди – яркая личность. Он был первым, кто внедрил письменность, произвел объединение разрозненных кусков страны, обустроил дороги и каналы. Им же была разработана удобная система измерений и создана первая версия Великой Китайской стены.


Жестокость – ещё одна выдающаяся черта правителя. Никто не должен был узнать о местоположении гробницы. Как только прошли похороны, сам мавзолей, драгоценности, а также рабочих, бывших ещё живыми на тот момент, замуровали. Усыпальницу замаскировали под местность, придав ей вид обыкновенной возвышенности.

Да будет вечная жизнь!

Страх смерти присущ многим людям. Император не стал исключением. Он пытался отыскать способ жить вечно, испробовал всевозможные препараты, дойдя до таблеток, содержащих ртуть. Именно они, по одной из версий, привели к смерти.

Сегодня терракотовая армия – это достояние, имеющее невероятную культурную и историческую значимость. Её охраняет ЮНЕСКО, не позволяя независимым экспертам проводить археологические изыскания.

Как обнаружили скульптуры

Находка стала настоящим открытием, изменившим представление о Китае того времени. Да, жители Сианя постоянно обнаруживали черепки из глины, но не прикасались к ним. Они расценивали их как проклятый предмет, поэтому всячески избегали. Вполне возможно, что, заинтересуйся ими кто-то всерьез, культурное наследие было бы обнаружено гораздо раньше.

Один из крестьян по имени Янь Джи Ван решил обустроить колодец. Произошло это в 1974 году. На пятиметровой глубине он наткнулся на что-то твердое. И это была голова глиняной статуи. Историки и другие ученые были просто в шоке, когда получили информацию о находке. Они тут же приступили к раскопкам, но к ним допускали далеко не всех специалистов.

Работы осуществляются даже сейчас. Процесс продвигается медленно, с соблюдением всех правил безопасности, так как не хочется повредить скульптуры, простоявшие 22 века. Производитель точно не сможет починить их по гарантии.

А вот и карту подвезли

Археологам удалось откопать едва половину мавзолея, но есть теория, что на полу усыпальницы присутствует развернутая карта империи. Вполне возможно, что гробница является миниатюрной копией дворца и местности тех времен.

Удивительно, но терракотовая армия умудрилась защитить императора даже в таком виде. Спустя несколько лет с момента гибели правителя в стране произошел переворот. Терракотовые статуи держали в руках настоящее оружие, которое попытались забрать повстанцы, заменив на муляжи. Но далеко не все ушли из усыпальницы живыми. Почему они погибли? Вопрос остается открытым.