Накамура более 200 раз пожертвовал ферзя: что поучительного можно извлечь из шахматного спидрана?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Гроссмейстер Хикару Накамура на своих стримах проводит очередной спидран по т. н. «гамбиту Ботез». Его задача — пройти по рейтинговой лестнице от 500 до 3000 эло, в каждой игре отдавая оппоненту собственного ферзя. Временной контроль — буллет — 1 минута.


Это далеко не первый спидран, который играет Хикару Накамура. До этого были «спидран неуважения» (много оскорбительных ходов и треш-ток), «буллет спидран» (с временным контролем в 1 минуту), «спидран трюков» (дебюты с жертвами и опорой на тактические комбинации). В этот раз знаменитый гроссмейстер планирует дойти до 3000 рейтинга, жертвуя ферзём в каждой партии.

На данный момент Накамура достиг 2200 рейтинга со следующим счётом: 226 побед, 4 поражения, 0 ничьих. В каждой партии он обменивал ферзя на пешку, что фактически ставило его в ситуацию проигрыша по материалу на 8 пешек. Далее, в связи с возросшим уровнем игры оппонентов, он планирует менять ферзя на лёгкую фигуру — коня или слона.

Сам гроссмейстер основной целью спидрана называет «развлечение», однако многие игроки признательны стримеру и за обучающую составляющую видеороликов. Какую же пользу может извлечь простой зритель?

Сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.0
Автор: Kandinsky 3.0 Источник: fusionbrain.ai

Понимание типовых ошибок

Хотя Накамура и проходит катком по более слабым игрокам, что естественно для топ-3 игрока в мире, спидран хорошо демонстрирует основные слабости людей на разных рейтингах.

Например, игроки с показателем рейтинга до 1200 делают много зевков и очень несмело подаются в атаку, не успевая воспользоваться подаренным преимуществом, что позволяло Хикару быстро вернуть баланс.


Игроки до 1600-1800 рейтинга в основном обладают слабым позиционным пониманием, из-за чего Накамура часто создавал выигрышную или достаточно защищённую позицию и мог завершить игру неожиданной матовой комбинацией даже при отсутствии самой сильной фигуры на доске.

Основной же проблемой для игроков высокого уровня (до 2200 рейтинга) оказывается плохой временной контроль. Некоторые оппоненты Накамуры могли выстроить очень сильную атаку, однако проигрывали либо из-за нехватки времени, либо из-за ошибок, которые делали в цейтноте, нервничали, когда начинал тикать таймер.

Мотивация

То, что даже на высоком рейтинге встречаются самые простые ошибки, и то, как можно выиграть, исходя из лишь одного недосмотра оппонента, сильно мотивирует развивать собственные шахматные способности: замечать больше ошибок, быстрее анализировать ситуацию на доске, строить прочную позицию.

Спидран обнаруживает слабые места многих шахматных игроков и важность таких качеств как хорошая дебютная подготовка, видение доски, владение эндшпилями и грамотный тайм-контроль. Это обязательно следует учитывать в своей игре, обращая внимание на самые частые причины поражений и наиболее неразвитые навыки.

«Хикару нашёл свою королеву»

На фоне спидрана по «гамбиту Ботез» появилась новость о том, что гроссмейстер женился. В англоязычной среде, где ферзя традиционно называют королевой, тут же разошлись шутки о том, что Хикару таки нашёл собственную королеву, с чем его можно только поздравить!

Ознакомиться с этим и прочими спидранами можно в плейлистах на YouTube-канале Хикару Накамуры.

Изображение в превью:
Автор: Нейросеть Kandinsky 3.0
Источник: Нейросеть Kandinsky 3.0