Микки Маус выходит из-под контроля Диснея: что это значит для авторского права, торговой марки и справедливого использования?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

С первого января 2024 года любой желающий сможет свободно использовать образ Микки Мауса из первых мультфильмов Диснея, таких как «Пароходик Вилли» и «Самолет безумия». Это произойдет потому, что срок действия авторского права на эти произведения истекает по закону США. Но что это значит для творчества, культуры и бизнеса? И как Дисней будет защищать свой знаменитый талисман от нежелательных интерпретаций?


Более поздние сложные версии Микки Мауса, такие как те, что можно было увидеть в диснеевском фильме 1940 года «Фантазия», не являются общественным достоянием и не могут быть скопированы.
Автор: Disney Источник: techxplore.com

Микки Маус — один из самых узнаваемых и любимых персонажей в истории анимации. Он появился в 1928 году и с тех пор стал символом американской поп-культуры, а также главным активом компании Дисней, которая выросла из небольшой студии в гигантскую корпорацию, владеющую кинематографом, телевидением, парками развлечений и многим другим. Микки Маус принес Диснею миллиарды долларов дохода и миллионы поклонников по всему миру.

Но Дисней не всегда был таким успешным и влиятельным. В начале своей карьеры Уолт Дисней потерял права на своего первого популярного персонажа — кролика Освальда, который был продан без его согласия. Поэтому Дисней решил создать нового героя, который был бы полностью его собственностью. Так родился Микки Маус, который стал звездой черно-белых мультфильмов с синхронизированным звуком. Первым из них был «Пароходик Вилли», который вышел на экраны 18 ноября 1928 года и сразу же завоевал сердца зрителей.

Авторское право

По закону США, который действовал в то время, авторское право на мультфильм действовало в течение 56 лет с момента его публикации. Это означало, что в 1984 году «Пароходик Вилли» и другие ранние мультфильмы про Микки Мауса должны были стать общественным достоянием, то есть свободным для использования любым человеком без необходимости платить Диснею лицензионные отчисления или получать его разрешение. Это также означало, что любой мог бы создавать свои версии и адаптации этих мультфильмов и персонажей, включая Микки и Минни Маус.

Обложка «Пароходика Вилли»
Автор: Disney Источник: www.bcdb.com

Но Дисней не собирался так легко отказываться от своего золотого гусака. Компания активно лоббировала изменение закона об авторском праве, чтобы продлить срок его действия. В 1976 году закон был изменен так, что авторское право действовало в течение жизни автора плюс 50 лет, или 75 лет для корпоративных произведений. Это дало Диснею еще 19 лет защиты для своих мультфильмов. Но этого было недостаточно. В 1998 году, когда срок действия авторского права на «Пароходик Вилли» снова приближался к концу, Дисней снова добился изменения закона, на этот раз увеличив срок до жизни автора плюс 70 лет, или 95 лет для корпоративных произведений. Это известно как «Закон о защите термина Микки Мауса», потому что он был принят в основном благодаря усилиям Диснея. Это дало Диснею еще 20 лет защиты, до 2024 года.

Но на этот раз Дисней, похоже, не сможет отсрочить неизбежного. Срок действия авторского права на «Пароходик Вилли» и другие ранние мультфильмы про Микки Мауса истекает 1 января 2024 года, и нет признаков того, что закон будет снова изменен. Это означает, что эти мультфильмы и персонажи, которые в них появляются, станут общественным достоянием, и любой сможет их свободно использовать для любых целей, будь то творческие, образовательные, коммерческие или иные.

Но что это значит на практике? Сможет ли кто-нибудь сделать фильм, игру, комикс или мюзикл про Микки Мауса без разрешения Диснея? Сможет ли кто-нибудь продавать футболки, кепки или кружки с изображением Микки Мауса без платы Диснею? Сможет ли кто-нибудь создать свою собственную версию Микки Мауса, которая бы отличалась от оригинальной по характеру, внешности или поведению?

Торговая марка

Ответы на эти вопросы не так просты, как кажутся. Дело в том, что авторское право — это не единственный способ защиты интеллектуальной собственности. Есть еще и торговая марка, которая охраняет источник произведения, а не само произведение. Торговая марка предотвращает путаницу потребителей, не допуская, чтобы кто-то другой делал продукт, который мог бы ввести в заблуждение потребителей, заставив их думать, что он пришел от оригинального автора. Торговая марка может быть продлена бесконечно, если она активно используется и поддерживается.


Дисней зарегистрировал Микки Мауса как торговую марку в 1989 году и с тех пор продолжает ее обновлять и защищать. Это означает, что Дисней имеет право препятствовать любому использованию Микки Мауса, которое может вызвать путаницу у потребителей или нанести ущерб репутации компании. То есть, Дисней может подать в суд против того, кто использует Микки Мауса для рекламы или продажи товаров или услуг, которые не имеют отношения к Диснею или могут навредить его имиджу. Например, Дисней может подать в суд против того, кто делает фильм про Микки Мауса занятого нелегальной деятельностью, или продает алкоголь с изображением Микки Мауса. Также Дисней может подать в суд против того, кто использует классическое изображение Микки Мауса за штурвалом лодки из «Пароходика Вилли», которое компания включила в свою заставку и зарегистрировала как торговую марку.

Однако торговая марка не может полностью запретить творческое использование Микки Мауса. Существует такое понятие, как «справедливое использование», которое позволяет использовать защищенные произведения и персонажей в определенных целях, таких как критика, комментарий, новости, образование, исследования или пародия. Справедливое использование не нарушает права владельца торговой марки, если оно не создает путаницы у потребителей или не умаляет ценность оригинального произведения. Справедливое использование зависит от конкретных обстоятельств каждого случая и может быть определено только судом.

Это означает, что художники могут использовать Микки Мауса в своих произведениях, если они делают это в рамках справедливого использования. Например, художники могут создавать пародии, сатиры, критики или трибьюты Микки Маусу, если они не пытаются выдать их за оригинальные произведения Диснея или не наносят ущерба его репутации. Художники могут также создавать альтернативные версии или адаптации Микки Мауса, если они делают это в творческих целях и не путают зрителей. Художники могут даже продавать свои произведения с Микки Маусом, если они не конкурируют с Диснеем или не вводят в заблуждение потребителей.

Но как определить, что является справедливым использованием, а что нет? Это сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. Все зависит от того, насколько сильно новое произведение отличается от оригинального, насколько оно трансформирует или добавляет новое значение к оригинальному, насколько оно влияет на рынок оригинального и насколько оно соответствует общественным интересам. Эти факторы могут быть толкованы по-разному в разных ситуациях и могут привести к разным результатам. Поэтому возможны юридические споры и судебные иски между Диснеем и теми, кто использует Микки Мауса в своих произведениях.

Таким образом, выход Микки Мауса в общественное достояние не означает, что он станет полностью свободным для всех. Дисней по-прежнему будет защищать свои права на более современные версии Микки Мауса и других работ, которые все ещё остаются под защитой закона. Дисней также будет защищать свою торговую марку на Микки Мауса и препятствовать любому использованию, которое может вызвать путаницу у потребителей или навредить его имиджу. Но художники смогут использовать Микки Мауса в своих произведениях, если они делают это в рамках справедливого использования и не нарушают права Диснея. Это может привести к появлению новых и интересных произведений, которые будут вдохновляться Микки Маусом, но при этом быть оригинальными и творческими.

Выход Микки Мауса в общественное достояние — это важный и символичный момент для культуры и творчества. Это означает, что один из самых знаменитых персонажей в истории анимации станет доступным для всех, кто хочет его использовать, изучать, адаптировать или переосмыслить. Это также означает, что Дисней будет сталкиваться с новыми вызовами и конкуренцией, но и с новыми возможностями для партнерства. Это может привести к развитию и обогащению культурного наследия, которое Микки Маус представляет. Это может также привести к новым юридическим прецедентам и нормам, которые будут определять границы между авторским правом, торговой маркой и справедливым использованием.


Мы не знаем, что произойдет в 2024 году, когда Микки Маус выйдет в общественное достояние. Но мы знаем, что это будет интересно и значимо не только для Диснея и художников, но и для всего общества. Мы знаем, что Микки Маус — это не просто мультяшный грызун, а культурный феномен, который затронул миллионы жизней и сердец.