Клонирование приматов: технологический прорыв или этический кошмар?

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Вы когда-нибудь мечтали о том, чтобы иметь своего двойника? Или может быть, вы хотели бы воскресить вымерших животных, как в фильме «Парк юрского периода»? Если да, то вы наверняка интересуетесь темой клонирования — процессом, при котором можно создать генетически идентичную копию живого существа. Эта тема всегда привлекала внимание ученых и общественности, поскольку она открывает невероятные возможности для исследования биологии, медицины и этики. Но клонирование животных, особенно приматов, с которыми мы близко связаны, — это не просто интересный эксперимент, а большой научный и технический вызов.


Первое успешное клонирование млекопитающего из взрослой клетки было сделано в 1996 году, когда родилась овца Долли. Она стала знаменитой на весь мир и даже попала на обложку журнала «Time». С тех пор было клонировано множество других видов, включая мышей, кроликов, кошек, собак, лошадей и даже верблюдов. Но с приматами все было не так просто.

Проблема заключается в том, что клетки, из которых делается клон, имеют специфические эпигенетические маркеры — химические модификации ДНК, которые влияют на активность генов. Эти маркеры меняются в зависимости от того, какая функция у клетки в организме. Когда клетка переносится в яйцеклетку, из которой удалено ядро, эти маркеры должны быть сброшены, чтобы клетка могла развиваться как зигота. Но этот процесс не всегда проходит успешно, и часто возникают аномалии в развитии эмбриона или плаценты.

Приматы, к которым относятся обезьяны и человекообразные обезьяны, в том числе человек, имеют более сложную эпигенетику, чем другие млекопитающие. Поэтому клонирование их клеток требует более тонкой настройки и оптимизации. Первая попытка клонировать макаку-резуса в 1999 году закончилась неудачей, поскольку был использован метод разделения эмбриона, а не трансфер ядра. В 2022 году был создан клон макаки-резуса из генетически модифицированной взрослой клетки, но он умер вскоре после рождения.

Первыми здоровыми клонами приматов стали две макаки с длинным хвостом, родившиеся в 2017 году в Китае. Ученые использовали специальный химический коктейль, который помог сбросить эпигенетические маркеры в клетках, которые были взяты из плода. В 2020 году та же команда создала еще одного здорового клона макаки-резуса (о чем, кстати, стало известно только сейчас, когда клон достиг трехлетнего возраста), но также из плодовой клетки. Однако они применили новую технику, которая заключалась в том, что они переносили внутреннюю клеточную массу — часть эмбриона, которая формирует плод — в другой эмбрион, из которого она была удалена. Таким образом, они обеспечили клону нормальную плаценту, которая была генетически отлична от него.

Клонированная макака-резус
Автор: Zhaodi Liao et al. Источник: www.newscientist.com

Эти достижения демонстрируют, что клонирование приматов возможно, но по-прежнему очень сложно и неэффективно. Ни один примат еще не был клонирован из взрослой клетки, как это было сделано с овцой Долли. Это означает, что технически мы не знаем, можно ли создать клон взрослого человека, не говоря уже об этических и юридических проблемах, которые такой акт вызовет. Китайские ученые, которые работают над клонированием приматов, заявляют, что они не собираются клонировать людей, и что их цель — продвигать научные исследования.


Клонирование приматов может иметь множество применений в биологии и медицине. Например, оно может помочь изучать генетику, развитие, поведение и болезни приматов, которые являются важными моделями для человека. Оно также может помочь создавать стволовые клетки, которые могут быть использованы для лечения различных заболеваний или для восстановления тканей и органов. Однако эти применения также требуют серьезного этического обсуждения и регулирования, поскольку они затрагивают вопросы жизни, смерти, достоинства и прав животных и людей.

Это одна из самых актуальных и спорных областей науки. Она представляет собой как технологический прорыв, так и этический вызов. Она открывает новые горизонты для познания и лечения, но также ставит под угрозу ценности и идентичность. Она заставляет нас задуматься о том, что значит быть человеком, и как мы относимся к другим существам, которые с нами схожи.