Кинопробы: путешествие в двадцать лет. Глава восьмая, «Метафизика сельской глуши»

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Истории | Оффтопик

После ухода из ВГИКа я пребывал в подавленном состоянии. Раньше я не мог и три месяца просидеть, чтобы не взять в руки камеру, и не начать что-нибудь снимать, пусть без гарантированного результата. Забегая вперёд, скажу, что в этот раз я ничего не снимал целых 2 года (2016 — 2018). Скажу больше, что я вновь вернулся к съёмкам не потому, что мне очень захотелось, а я себя буквально заставил начать хоть что-нибудь снимать.

Чем я занимался всё это время? Конкретно не могу вспомнить. Могу сказать, что, помимо работы чёрт знает где, я писал какие-то истории, сценарные зарисовки и тому подобное. Примерно год назад я решил заглянуть в папку тех лет, с нереализованными сценариями, и удивился обилию написанного. Почему я так много написал? Я искал «своё — истории, персонажей, место действия, художественные особенности. Сегодня я могу сказать, что мне удалось это найти. Однако, удалось найти, это не значит, что я преуспел в реализации своих идей.

Пейзаж.
Автор: А. Тимофеев

Недаром я назвал эту главу «Метафизика сельской глуши». Несмотря на то, что я вырос в достаточно крупном городе, меня всегда тянуло за город, в лес, в поля. Я очень много ходил с рюкзаком и палаткой, делал фотографии, размышлял, наблюдая окружающий мир. Мне нравились маленькие деревеньки. Нравилось некое запустение, когда какой-нибудь колхоз прекращает своё существование, люди уходят, но остаётся память о них в виде хоз. построек с плакатами, старой мебелью, прорастающей ото всюду травой и т. д. и т. п.

Похожая ситуация с деревнями и сёлами, из которых уезжают люди, но остаются дома с их историей и фактурой.

Так же мне нравились русские народные сказки, которые мне часто читали в детстве. Нравились работы таких художников, как Билибин или Васнецов. В общем, я пытался сформулировать внутри себя понятную позицию относительно своего творчества — «ЧТО. Я. ХОЧУ. СНИМАТЬ.» Опыт создания фильма «Саранча» говорил, в каком направлении мне нужно развиваться. Главное, что действие фильма должно разворачиваться не в крупных городах, а небольших полузаброшенных сёлах, окруженных лесами, полями и болотами. Героями должны стать неординарные личности, маргиналы, которые могут выжить в непростых жизненных условиях.

Кинопробы. Поиск фактуры.
Автор: А. Тимофеев

С чего начать? Как сформулировать «своё» кино?

Для начала мне нужно было найти героев, с которыми мне было бы интересно «работать», писать сценарий.

Ведьма

Одним из ведущих персонажей-двигателей сюжета должна стать сельская ведьма. Это девушка лет двадцати, которая занимается тем, что при помощи экстрасенсорных способностей помогает местным (или не местным) жителям. Чаще всего это положительный персонаж. В обмен на свои услуги она либо берёт деньги, либо просит помочь ей по хозяйству. Она хоть и ведьма, но человек, которому нужно что-то есть.

Кинопробы. Образ ведьмы.
Автор: А. Тимофеев

Участковый

Другим персонажем, с которым мне интересно работать, является Участковый. Это всегда положительный персонаж, который помогает главному герою и «держит» порядок в своих руках. Никакая нечисть с ним не забалует. Только он обладает силой, хоть и на время, но остановить Чёрного человека.

Кадр из фильма «Саранча». Участковый.
Автор: П. Шкряго
Кадр из фильма «Андрей». Участковый.
Автор: П. Шкряго

Пациент ПНД

Ещё одним из персонажей, который мне кажется интересным в плане двигателя сюжета, является пациент психоневрологического диспансера. Зачастую, это протагонист (главный герой, противостоящий злодею-антагонисту).

Впервые такой образ был реализован в фильме «Саранча» и, к сожалению, больше я его не использовал (насколько помню). Однако, я считаю, что у него есть большой сценарный потенциал в моём кино.

Что это за образ и почему он мне особо интересен?

Это человек, который оказался на долгое время изолированным от внешнего мира. При этом, он не является преступником. Он не разговорчив. Его прошлое неизвестно. Мир, в который он попадает после выписки из больницы, является фантастическим. Ведьмы, нечисть, колдовство, загадочные события — всё это можно объяснить его болезнью. Сценарный ход напрашивается сам собой — если герой выписался из больницы, значит, ему нужно куда-то идти. Здесь есть разные варианты. Например, в «Саранче» он хотел вернуться домой. Поэтому нужно выстроить сценарий по принципу пункт «А» (начало), дорога (основное содержание фильма), пункт «Б» (финал).

Чёрный человек

Этот персонаж также дебютировал в фильме «Саранча», как Чёртов Иван Иванович. Типичный персонаж-трикстер*. Иногда он может помогать главному герою, но чаще всего, кроме бед, он ничего не приносит. Одет в чёрную одежду и постоянно носит солнцезащитные очки, которые скрывают неестественный цвет глаз. Также он может быть и главным врачом психоневрологического диспансера, мешая главному герою освободится.

Три́кстер (англ. trickster — обманщик, ловкач) — архетип в мифологии, фольклоре и религии — «демонически-комический дублёр культурного героя, наделённый чертами плута, озорника» — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер ставит задачей поменять суть игрового процесса, ситуации и жизни, а не действует по злому умыслу. Не сама игра жизни, а процесс важен для трикстера. В художественных произведениях трикстеры часто выступают в роли антигероев.

Кадр из фильма «Саранча». Чёртов Иван Иванович
Автор: П. Шкряго

Медсестра

Ещё один важный персонаж. Как и Участковый, Медсестра наделена определённой «силой» в рамках своих полномочий. Она помогает главному герою «освободиться», говорит спокойно и рассудительно. Обладает высоким чувством эмпатии. Вступает в противостояние с главным врачом, если это трикстер.

Кадр из фильма «Саранча». Образ врача.
Автор: П. Шкряго

Таких персонажей мне удалось выделить, анализируя сценарии, написанные в период с 2016 по 2018 год.

В пример могу привести завязку одного сюжета из сценария под рабочим названием «Вавилон».

Главный герой (Андрей) узнаёт, что больницу, где он находится на лечении, собираются упразднить. Всех «буйных» перевезут на некий Остров, а тех пациентов, которые не представляют угрозы, решают выписать. Среди них и главный герой. Ночью один из буйных передаёт Андрею письмо, узнав, что его выписывают, и просит найти его сестру Астру. Андрей соглашается. Буйный говорит, что село, где живёт Астра, называется Вавилон, но этого села нет ни на одной карте. Чтобы до него добраться, нужно всё время ехать на Север. После выписки Андрей решает обратиться за помощью к Участковому из ближайшей деревни и они вместе отправляются на поиски Вавилона и Астры.

Село Вавилон. Вы думали, я его придумал?
Автор: А. Тимофеев

Сюжет похож на наш фильм «Саранча» и это не просто так. «Саранча», в силу нашей неопытности, получилась весьма недоделанным фильмом. Там и сценарий страдал, и постановка. Мне очень хотелось снять «правильную» Саранчу, доработанную, поэтому и появился такой сценарий. Надеюсь, когда-нибудь мне удастся это сделать и окунуть зрителя в «Метафизику сельской глуши» по самые уши.

Продолжение следует.

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Обзор 7'' электронной книги ONYX BOOX Raphael с цветным дисплеем E-Ink Kaleido 3

5 июня компания ONYX BOOX начала продажи своей новой электронной книги Raphael в России. Этот тонкий ридер с 7-дюймовым цветным экраном E-Ink Kaleido 3 был назван в честь знаменитого художника...

Обзор беспроводных наушников-гарнитуры SuperEQ V16 от бренда Oneodio: баланс простоты и низкой стоимости

В поисках идеальных наушников для работы за компьютером, многие пользователи сталкиваются с проблемой выбора между качеством звука, комфортом ношения и функциональностью. Однако, беспроводные...

Обзор Kromix Colibri: беспроводной микрофон-монетка для смартфонов

Беспроводные микрофоны с креплением на магнитах наконец-то доступны не только в премиум-сегменте. Kromix Colibri — яркое тому доказательство. Вдобавок при цене около 6 500 руб здесь...

Уничтожаем конский щавель в огороде: проверенные способы

Дачники знают: сорняки — это настоящее испытание для терпения и умения. Они быстро заполоняют пространство, активно размножаются и беспощадно возвращаются каждый сезон. Среди этой...