Как языческий символ стал неотъемлемой частью современных рождественских традиций

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

В это время года у большинства из нас есть елка — настоящая или искусственная — которая занимает видное место и привносит дух праздника в доме. Но задумывались ли вы когда-нибудь, откуда взялась эта традиция?


Оказывается, люди начали ставить рождественские елки (или их аналоги) за столетия до самого первого Рождества, и понимание того, как эта древняя практика стала важной частью современного зимнего праздника, дает понять как традиции проходят сквозь время и интерпретируются сегодня.

Происхождение рождественской елки

Первые рождественские елки восходят к древним египтянам, которые верили, что зима пришла из-за того, что бог солнца Ра заболел и ослабел в холодные месяцы года. Зимнее солнцестояние, которое всегда выпадает на 22 декабря, ознаменовало момент, когда дни начинали становиться длиннее, что они восприняли как совпадение с тем, что их бог снова начал выздоравливать. Чтобы отпраздновать это событие, они заполняли свои дома зелеными пальмами, символизирующими победу жизни над смертью.

У римлян была похожая традиция во время празднования Сатурналии. Сатурн был богом земледелия, поэтому зимнее солнцестояние означало, что худшие из холодных месяцев прошли, и их фермы и сады скоро снова начнут процветать. В рамках праздника они украшали свои дома и храмы ветвями вечнозеленых деревьев.

Праздник Сатурналии

Тем не менее друиды в Северной Европе, пожалуй, наиболее важны для объяснения происхождения современных традиций. Друиды были жрецами древних кельтов и, подобно римлянам и египтянам, также украшали свои храмы вечнозелеными ветвями как символ вечной жизни. Когда викинги вторглись к ним, они переняли традицию и стали ассоциировать вечнозеленое дерево со своим богом солнца Бальдером.

Эта ассоциация сохранила вечнозеленое дерево как важный символ жизни на большей части территории Европы в средние века, что приводит к Мартину Лютеру в Германии и происхождению сегодняшних рождественских елок.

От языческих традиций к символу надежды

Германия получила признание за начало традиции рождественской елки в 1500-х годах, когда они начали приносить в свои дома целые деревья, а не только ветки, и украшать их. Эта практика восходит к популярной средневековой пьесе об Адаме и Еве, в которой использовалось «райское дерево», увешанное яблоками. Спектакль ставился каждый канун Рождества — праздника Адама и Евы по католическому календарю. 


Традиционно Мартину Лютеру приписывают то, что он первым добавил свечи к елкам, которые в конечном итоге превратились в рождественские огни, используемые сейчас. Говорят, что однажды вечером, готовясь к проповеди по дороге домой, он увидел звезды, сияющие в вечнозеленом лесу, и захотел воспроизвести эту сцену дома. Со временем свечи приобрели дополнительное значение, символизируя Иисуса как Свет Мира.

Мартин Лютер

Позже немецкие поселенцы принесли эту традицию в Америку, но потребовалось время, чтобы она прижилась. Пуритане, зная о древнем происхождении рождественской елки, отвергли ее как «языческие символы» и «языческие традиции», которым не место в праздновании Рождества Христова. В конце концов приток немецких и ирландских иммигрантов в 1800-х годах стал достаточно большим, чтобы перевесить остаточные колебания пуританских времен.

Поворотный момент в популярности деревьев, однако, еще не наступил, пока королева Виктория и ее немецкий принц Альберт не были нарисованы со своими детьми вокруг своей семейной рождественской елки. Поскольку люди в Великобритании и на восточном побережье Америки были большими поклонниками английского монарха, они также быстро переняли эту практику, с самой большой разницей в том, что американские рождественские елки, как правило, были примерно в два раза больше, чем их британские аналоги.

Таков долгий и тернистый путь прошла елка, чтобы стать нашей современной традицией и символом Рождества. Несмотря на различия в религиях и убеждениях людей различных эпох, общее значение у украшений этими деревьями были схожими, и имели основное значение победы жизни над смертью.