Как театральные оркестры оказались в яме и почему
Каждый из нас хотя бы раз в жизни посещал театр и не один раз задумывался над вопросом: почему же оркестр всегда располагается в некотором обособленном углублённом помещении, называемом оркестровой ямой.
Как оркестры располагались раньше?
Как оркестры располагались раньше?
Интересен тот факт, что изначально оркестры оперных театров были расположены в основном на сцене рядом с актёрами или на одном уровне с ней, и оркестровой ямы в современном её представлении вообще не существовало. Партер театров в то время сам выступал в роли ямы, а публика могла свободно перемещаться во время представления. Музыканты же располагались, как правило, за перегородкой или ширмой из плотной ткани, отгораживающей их от зрителей, из-за которой практически не было слышно половины инструментов со зрительских мест. Сами музыканты не могли контролировать происходящее на сцене, а единственный, кто мог хорошо слышать и контролировать все, был дирижер, который располагался лицом к сцене.
Когда оркестры переместились в яму?
Идея создания оркестровой ямы впервые пришла в голову итальянскому инженеру Джованни Алеотти, который проектировал в Пезаро театр в 1621 году. Впоследствии похожие инновации стали использовать и другие архитекторы при строительстве театров в других городах.
Однако, самым первым и исторически знаковым случаем применения оркестровой ямы, повлиявшим в дальнейшем на всю европейскую музыкальную культуру и традиции, можно считать «невидимый оркестр» немецкого дирижёра и композитора Рихарда Вагнера.
Его идея состояла в том, что оркестр должен располагаться так, чтобы его не видели зрители и чтобы он не нарушал восприятие происходящего на сцене. Также эту идею поддерживал и итальянский композитор Дж. Верди:
Кажется невозможным… что мы сегодня терпим вид потёртых фраков и белых галстуков, например, в сочетании с костюмами египтян, вавилонян и друидов… более того, вид всего оркестра в вымышленном мире, почти посередине пола, среди свистящей и аплодирующей толпы
Практическую реализацию эта концепция получила в 1876 году на фестивале в баварском городе Байройте в специально построенном для этого театре, где Р. Вагнер исполнял свои произведения вместе с оркестром. Здесь ряды с креслами располагались полукругом и каждый ряд был немного выше предыдущего, яма для оркестра частично уходила под сцену, и была практически не видна зрителям, а музыканты размещались в три уровня, расположенные на различной высоте. При этом достигался удивительный сценический эффект, благодаря которому точно установить, откуда звучит музыка, было невозможно.
Использованное Вагнером нововведение прижилось довольно быстро. И уже в конце 19 века практически все театры стали строить с оркестровыми ямами.
Почему музыкантов опустили в яму?
Итак, тому, что музыкальный оркестр переместился в яму, способствовало несколько вполне обоснованных причин.
Во-первых, изначально оркестр расположили в яме для того, чтобы он не загораживал зрителям представление на сцене.
Во-вторых, ширма, с помощью которой огораживали оркестр, препятствовала хорошему звучанию музыки, а без перегородки музыканты располагались между зрителем и сценой. Поэтому нахождение оркестра в яме благоприятно влияло на качество исполняемого звука. Оркестр звучал намного тише и артистам не приходилось его перекрикивать. Также, находясь в замкнутом пространстве, окруженном стенами, музыкантам стало удобнее взаимодействовать друг с другом из-за лучшей слышимости соседних инструментов.
В-третьих, со временем произведения усложнялись, и для их исполнения требовалось большее количество инструментов, а следовательно, и большее количество музыкантов. И расположение оркестрантов в яме позволило освободить для них свободное пространство, где они могли располагаться на достаточном друг от друга расстоянии.