Как Рим изменил Африку: новый взгляд на историю древних цивилизаций

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Оффтопик

Северная Африка — это регион, который был свидетелем многих исторических событий и цивилизаций, от финикийцев и карфагенян до римлян. Однако, как часто бывает, история этого региона была искажена и упрощена колониальными и постколониальными нарративами, которые игнорировали или недооценивали роль и вклад местных народов, таких как берберы и пунийцы, в формировании культуры и общества Северной Африки.

В этой статье мы рассмотрим, как французская археология в XIX—XX вв.еках использовала римское наследие в Северной Африке как оправдание для своего колониального господства, и как современные исследователи пытаются деколонизировать историю Северной Африки в античности, раскрывая сложность и разнообразие взаимодействий между римлянами и местными жителями.

Римский миф о цивилизации

Франция начала свое колониальное присутствие в Северной Африке в 1830 году, когда она захватила Алжир. В течение следующих десятилетий французы расширили свое влияние на Тунис и Марокко, создавая так называемый «Магриб» — североафриканскую часть своей империи.

Французы оправдывали свое колониальное подчинение региона, ссылаясь на «цивилизационную миссию», которая, по их мнению, заключалась в привнесении просвещения, прогресса и культуры в «варварские» и «бескультурные» народы Северной Африки. Для этого они опирались на римскую историю региона, которую они рассматривали как пример успешной «романизации» местных народов.

Римская империя завоевала Северную Африку в III—II вв.еках до н.э., после того как разрушила карфагенскую империю, которая была основана финикийцами на северном побережье Африки. Римляне превратили Северную Африку в одну из своих самых богатых и процветающих провинций, которая поставляла им огромные количества зерна, оливкового масла, вина и других товаров. Римляне также основали множество городов, построили дороги, акведуки, храмы, театры и другие памятники архитектуры, которые до сих пор восхищают своей красотой и величием.

Французские археологи, которые начали изучать римские руины в Северной Африке в середине XIX века, были поражены сходством между римской и французской культурой, ведь обе были основаны на латинском языке, римском праве и христианстве. Они считали, что римляне принесли цивилизацию в Северную Африку, подавив и ассимилировав местные народы, такие как берберы и пунийцы, которые были представлены как варвары — неграмотные и неспособные к развитию и культуре.

Французская армия и администрация видели в римском наследии источник информации и вдохновения для своей колониальной политики, и поэтому поддерживали работу археологов и историков, которые подтверждали их взгляды. Французские археологи игнорировали или уничтожали доказательства существования местных идентичностей и культур, которые предшествовали или сосуществовали с римским правлением, такие как пунийские и берберские надписи, монеты, керамика, религиозные символы и т. д.

Таким образом, французская археология в Северной Африке была не столько научным исследованием древнего мира, сколько политическим и идеологическим инструментом, который служил для утверждения французского господства и легитимности в регионе.

Деколонизация истории Северной Африки

Ситуация изменилась после того, как страны Северной Африки получили свою независимость от Франции в 1950-1960-х годах. Новые национальные государства стали поддерживать археологические исследования, которые были направлены на восстановление истории и культуры местных народов, которые были подавлены или забыты колониальными нарративами.

На месте археологических раскопок недалеко от Кассерина в Тунисе были обнаружены остатки столов, на которых оливки были измельчены в оливковом прессе римского периода
Автор: Bruce Hitchner Источник: phys.org

Новые археологические открытия показали, что Северная Африка имела богатую и разнообразную историю, которая не была ограничена римским периодом. Местные народы имели свои собственные традиции, языки, религии, искусство, политику и экономику, которые развивались и адаптировались к различным внешним влияниям.

Археологи также обнаружили, что римское присутствие в Северной Африке не было односторонним и монолитным процессом «романизации», а было результатом сложного и динамичного взаимодействия между римлянами и местными жителями, которые влияли друг на друга в разных сферах жизни.

Например, раскопки в Алтибуре на северо-западе Туниса показали, что местные жители имели сложную инфраструктуру для сельского хозяйства и урбанизма уже в первой половине последнего тысячелетия до н.э., задолго до прихода римлян. Римляне, в свою очередь, следовали предварительно существовавшим планам улиц и зданий во многих городах, которые они захватили или основали.

В своей собственной работе в сельской местности вокруг Кассерина, центра римского производства оливкового масла к югу от Алтибура, недалеко от нынешней тунисской границы с Алжиром, профессор Брюс Хитчнер и другие показали, что римляне часто размещали пресса для оливкового масла на местах долговременных местных ферм, которые имели сложные системы террас и орошения. Это свидетельствует о том, что римский период был построен в значительной степени на коренной сельскохозяйственной технологии.

Камни здания оливкового пресса римского периода из региона Кассерин в Тунисе
Автор: Bruce Hitchner Источник: phys.org

Другой удивительный пример взаимодействия между римскими и местными народами — это надгробная надпись, найденная на востоке Алжира. С одной стороны гробницы есть латинская надпись местного аристократа Гая Юлия Гаетула, который служил в римской армии, получил гражданство под Юлием Цезарем или Августом и был священником имперского культа. С другой стороны гробницы есть ранний берберский текст, который называет его Кети, сыном Масвалета, и подчеркивает его долгую принадлежность к местному народу. Это показывает, что этот человек имел двойную идентичность, которая не была проблемой для римлян, которые признавали и уважали различие и многообразие культур.

Эти и другие примеры иллюстрируют трудности в раскрытии истины с помощью археологии, которая подвержена предубеждениям и ограниченным взглядам исследователей. Как сказал Хитчнер, «материальная культура нема. Говорят лишь археологи и историки, которые интерпретируют то, что они находят, и в этом всегда будут существовать предубеждения и ограниченные взгляды».

Однако, он также отметил, что деколонизация истории Северной Африки в античности помогла привести к гораздо лучшему пониманию истинной силы, влияния и наследия Римской империи, и того, как она взаимодействовала с местными жителями, чтобы создать уникальную культуру, достойную изучения.

«Сила и влияние Рима в Африке менялись неоднократно со временем, но все равно были под влиянием Африки и африканцев», — заключил Хитчнер в своем выступлении. «Африканцы не только сохранили многие аспекты своей собственной идентичности и культуры, но и в процессе изменили то, что значило быть римлянином и осуществлять правление в Африке».

История Северной Африки в античности — это история взаимодействия, адаптации и творчества, которая не может сводится к простой схеме «романизации» или «колонизации». Это история, которая требует критического и открытого подхода, который учитывает различные источники, мнения и перспективы, которые составляют богатое и разнообразное наследие Северной Африки.

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Первый гревел Shulz: изучаем прототип велосипеда The Lightning

Бренд Shulz наконец-то дал возможность всесторонне рассмотреть, что из себя будет представлять первый гревел компании. Выпущенный видеоролик-анонс состоит из двух частей. В первой ведущий канала...

С какой скоростью надо ездить по лужам

В дождливую погоду дороги становятся особенно коварными, а лужи на асфальте — не просто лужи, а настоящие испытания для водителя и его автомобиля. Каждая такая встреча скрывает риски: от...

Почему на современных стиральных машиных нельзя отключить отжим, и как это исправить вручную

Если на моделях стиральных машин 7-10 летней давности управление оборотами отжима (вплоть до 0) было базовой возможностью, то у современной техники подобная функция встречается всё реже. Но для...

Как можно узнать, сколько герц в экране Айфона и на что они влияют

В мире смартфонов происходит настоящая революция, связанная с частотой обновления экранов. Долгое время стандартом считались 60 Гц, но теперь производители, включая Apple, переходят на более...

Как одеваться в жаркую погоду, чтобы было комфортно

Лето — пора яркого солнца и прогулок на свежем воздухе. Но высокая температура может стать настоящим вызовом, если тщательно не продумать образ. Поговорим о том, как правильно одеваться...

Обзор MobaPad M6S: максимально удобная альтернатива Joy-Conn для Nintendo Switch

Над альтернативой для штатных Joy-Conn игровой консоли Nintendo Switch работали сразу несколько производителей, причем относительного успеха добился каждый из них, но по возможностям лучше, чем...