Как «самая худшая реставрация» обернулась огромным успехом: феномен Ecce Mono
В этом году исполнилось 10 лет феномену Ecce Mono. Кажется, это неплохой повод вспомнить забавную историю "самой худшей реставрации" в истории и подвести итоги её культурного влияния.
История Ecce Mono
Итак, Борха - это небольшой испанский городок с населением ~ 5 тыс. человек, который находится в 300 км к северо-востоку от Мадрида. В начале XX века в Борхе любил проводить время малоизвестный художник Элиас Гарсия Мартинес. Примерно в 1930 году на внутренней стене небольшой местной церквушки он нарисовал фреску "Ecce Homo", что в переводе с латинского означает "Вот человек".
Следует отметить, что Ecce Homo - это популярный в католичестве сюжет для картин и фресок, на которых изображается Иисус в терновом венце. Творение Мартинеса было одним из многих подобных и по заверению искусствоведов не было сколько-нибудь выдающимся, а потому и не имело большой культурной ценности. Размер фрески - 66 x 40 см.
В течение многих десятилетий за фреской никто не ухаживал, и из-за сырости в помещении с неё постепенно отслаивалась и отпадала краска. Так продолжалось до 2010 года, пока 81-летняя местная жительница Сесилия Хименес не решила взять дело в свои руки. Она договорилась с настоятелем и начала в свободное время заниматься восстановлением фрески. Не имея опыта в реставрации произведений искусства, она не придумала ничего лучше, как просто нарисовать поверх старой фрески новую, которая должна была повторять облик оригинала.
Процесс реставрации затянулся, и к 2012 году фреска всё ещё находилась в процессе "восстановления". Впрочем, кроме настоятеля и самой Сесилии никто и не знал о проводимой работе. Тем временем внучка Мартинеса, которая знала лишь о плохом состоянии оригинальной фрески, пригласила в Борху экспертов в области реставрации для оценки сложности и стоимости работ по профессиональному восстановлению фрески.
Те прибыли в Борху в августе 2012 года и были очень удивлены, когда увидели на месте творения Мартинеса нечто, напоминавшее "карандашный набросок очень волосатой обезьяны в плохо сидящей тунике". Именно так охарактеризовал работу Сесилии корреспондент BBC Europe. Фотографии обновленной фрески сразу же попали в интернет, где за ней прочно закрепилось новое имя - "Ecce Mono". Это уже является смесью латыни и испанского, и переводится как "это обезьяна".
Влияние Ecce Mono на общество
Пока одни насмехались над работой Сесилии, другие выражали восхищение, сравнивая Ecce Mono с творениями известных художников-примитивистов, таких как Анри Руссо и Нико Пиросмани. Некоторые же считали Ecce Mono актом вандализма и требовали восстановить оригинальную фреску. В противовес им практически сразу же появились и защитники Ecce Mono, которые с требованием сохранить творение Сесилии создали петицию, собравшую 23 тыс. подписей.
Спор противников и защитников был прекращен, когда профессиональные реставраторы заявили, что оригинальная фреска была нарисована на гипсовой стене, не прошедшей необходимой предварительной обработки. Из-за этого снять верхний слой краски, не повредив нижний, не представляется возможным.
Ecce Mono была обречена на успех, она породила огромное количество мемов, и Борха столкнулся с невиданной популярностью. До 2012 года Борху посещало около 6 000 туристов в год, а за первые полтора года посмотреть на Ecce Mono приехало ~ 90 000 человек из 110 стран. Из-за высокой популярности было решено брать плату в 3 евро за возможность увидеть фреску и посетить специально обустроенный центр интерпретации современного искусства. Известно, что за 2016 год Борху посетило 57 тыс. туристов.
В дальнейшем турпоток снизился, но и сейчас он составляет 10 - 11 тыс. туристов в год, что на 75% больше, чем до 2012 года. Очень недурно для городка, расположенного в 3 - 4 часах езды от Барселоны и Мадрида - ближайших крупных туристических городов. 49% из вырученных с продажи сувениров средств достается Сесилии Хименес, а 51% - руководству церкви. Впрочем, почти все эти деньги в любом случае тратятся на благотворительность и развитие города.
Ecce Mono в культуре
Влияние самой неудачной реставрации на культуру сложно переоценить. Тонной мемов и парой документальных фильмов дело не ограничилось. Ecce Mono стал одним из самых продаваемых костюмов на Хэллоуин за последние 10 лет в США, а кроме этого:
- 2012 год - Ecce Homo стал торговой маркой, теперь его изображение можно найти даже на винных бутылках;
- 2015 год - Ecce Mono появился в игре Knights of Pen & Paper 2 в виде NPC с именем Ecce Martinez;
- 2016 год - истории этой фрески посвятили оперу в Испании;
- 2017 год - журнал Art Info поместил «Ecce Homo» на 52-е место среди самых знаковых произведений искусства, созданных в мире в период с 2007 по 2012 год;
- 2018 год - премьера ещё одной комической оперы состоялась в США;
- 2020 год - Ecce Mono стал одним из противников в игре Rock of Ages 3: Make and Break. Игроки встречают его на уровне Planet of the Monkeys;
- 2021 год - в Hitman 3 обнаружили пасхалку с отсылкой к Ecce Mono. Ранее в 2018 году подобную пасхалку нашли в Hitman.
Вывод
Ecce Homo - это история успеха не благодаря, а вопреки. Творение испанской пенсионерки оказалось нелепым до такой степени, что превратилось в поп-икону. Её история в чем-то напоминает фильм "The Room" 2003-го года. Но если последний стал культовым лишь спустя десятилетие, то Сесилии повезло больше, ведь она буквально "нанесла на карту" свой город и обрела мировую славу спустя всего 2 года после начала своей работы.
9 комментариев
Добавить комментарий
Успех этого фэйла — не признак чего-то особенного, а признак культурного распада.
Этот феномен культурного распада и деградации усиливается и набирает обороты тем больше, чем ближе к настоящему моменту от той злополучной истории.
И сегодня эстетическая красота, всё, что когда-то считалось прекрасным, заменено на уродство всех видов, каких только можно, от работ в изобразительном искусстве, до половых извращений, развала семейных и общечеловеческих ценностей.
И вместо того, чтобы люди узрели тревожный знак, задумались и сделали верные выводы, направив усилия в нужное русло, они признали эту работу и всё остальное, в последствии — нормой.
Культура — лакмусовая бумажка жизненного пути цивилизации. Если в ней рождаются и всходят семена уродства и разрушения, это признак того, что мы подошли к пропасти.
Доброе утро, мы живём в эпоху: культурного, морального, нравственного хаоса, за которым, на минутку, конец пути.
Добавить комментарий