Фридрих Барбаросса как олицетворение немецкой крестоносной мысли

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
| Рассуждения | Оффтопик

Говоря о рыцарстве, перед нами всегда встаёт образ конного воина, опоясанного мечом, который постоянно ищет возможности проявить себя в очередном походе  или на турнире. Образ верный, однако, он не завершённый. В данном докладе мы попытаемся рассмотреть, каким образом завершилась эволюция рыцарства, продолжая концепции Франко Кардини и Жана Флори соответственно. Каким образом короли, у которых были свои собственные владения и определённые заботы в Европе, приходили к идее креста? Рассматривая рыцарей-крестоносцев, мы можем к ним приписать и первых полководцев, благодаря которым и был взят Иерусалим, например всеми известный Готфрид Бульонский. Однако изучение такого феномена, как король-крестоносец, требует тщательного рассмотрения королевской власти вне крестоносной мысли. Представив королевскую власть мы, остановимся на конкретном историческом примере. Фридрих I выступает для нас не как король, но как нечто большее. Он является императором Священной-Римской империи, что превосходит власть королевскую. Необходимо понять каким образом Фридрих всё более и более склонялся к крестовому походу, а в конечном итоге, даже обрёл вечный покой за эту идею освобождения гроба Господня.

Исторические источники и литература

В качестве источников для изучения данных проблем мы будем использовать хроники первых крестовых походов, а так же Кёльнскую хронику, хронику о Саладине, написанную Баха аль Дином, а также хроника Оттона Фразингейского “Деяния Фридриха”.

Показать образ рыцаря-крестоносца мы можем благодаря трудам Режин Перну, М.А. Заборова, Д. Бартелеми. Истоки и предпосылки формирования образа рыцаря крестоносца показаны и обоснованы в трудах “Истоки средневекового рыцарства” Франко Кардини и “Идеология меча. Предыстория рыцарства” Жана Флори. Для создания образа короля-крестоносца и для описания института королевской власти следует обратиться к исследованиям Эрнста Канторовича “Два тела короля”, Марка Блока “Короли-чудотворцы”, а так же Бойцова, Добиаш Рождественской, Режин Перну. Проблема становления императора-крестоносца в лице Фридриха I отражена в трудах  Н.Ф.Колесницкого, В. Балакина, Ф. Раппа.

Появление рыцарства

Прежде чем говорить о рыцарях крестоносцах, следует проследить, как появилось само рыцарство, поскольку  это связанно и с появлением крестоносцев.

В связи с падением Рима, варварские племена стали доминирующим элементом в Европе. Однако помимо усиления могущества германских племён росла и католическая церковь. Церкви необходимо было приспособиться к новым реалиям. Христианство, не смотря на свою миролюбивость, не отторгает воинов от своих объятий, но напротив. Как мы видим в Новом Завете, Христос говорил про одного центуриона: ‘’Нигде я не видел такой крепкой веры’’. Уже эти слова заложили некую трансформацию образа воина. В последующее время церковь будет занята своей интерпретацией войны, своей теорией войны. Римляне на этапе, когда началось зарождение христианства и уж тем более его усиление при Константине, захватнических войн не вели и воины не нуждались в некоем оправдании своих действий, ведь они защищали отечество. С падением Рима появилась проблема. Варвары ведут захватнические воины. Война является для них делом священным. Сильнейшие воины, в данном племенном образовании, являлись гарантами процветания племени, а также воплощали в себе образ лидера своего племени. Германские племена были очень воинственными, что не могло ужиться с главной христианской ценностью – с миролюбием. Церковь лавировала, но в итоге нашла решение данной проблемы.

     X-XI века стали веком зарождения рыцарства. Церковь создала этот образ. Рыцарь теперь не только кавалерист в кольчуге, который прорывает вражеский строй стремительным ударом. Рыцарь есть воин Христов. Из этого следует, что рыцарь (milites) должен защищать бедных, вдов и сирот; подчиняться законам церкви и соблюдать время божьего мира; служить королю. Христианство дало свирепому воину, не только оправдание (некую лицензию на проливание крови) владения оружием, но и смысл этого действия. Мало того, рыцарь получил меч, но не просто меч, а священную реликвию. Меч был освящён и являлся крестом для рыцаря. Встав на колени, он мог молиться перед боем.

К XI-XII веку сформировался некий кодекс чести рыцарей, который отражён в Песне о Роланде.

1. Рыцарь презирает денежное вознаграждение за содеянное дело. 2.Уважает женщин, защищает слабых и беззащитных, помогает вдовам и сиротам. 3. Никогда не бежит от врага. 4. Не отказывается и не боится боя с равным по силе противником.           5. Боится Бога и поддерживает заветы Церкви.

Однако, как мы видим, воинственность рыцарей часто брала верх над христианскими идеалами. Мы помним, что римляне, как они сами считали, несли в мир свою цивилизацию, просвещая варваров. Рыцарству был необходим внешний враг. Воин, получивший священный меч, не может ждать, пока он заржавеет и уходить на покой. Рыцари всячески закаляли себя различными турнирами и междоусобицами. Фактически рыцари скитались в поисках себя. Но нашёлся внешний враг, который действительно угрожал христианскому миру. Данным врагом стал арабский мир. Ещё Константин приказал легионерам нарисовать крест на своих щитах, и теперь рыцарям предстояло сделать такую же процедуру. Они нашивали крест на груди котт д’ арма. Следовательно, рыцарство нашло свой окончательный и главный смысл: защита веры христовой. Вот задача истинного рыцаря. Крестоносец – это несомненно рыцарь, который пошёл в крестовый поход,. Крестовый поход является финалом эволюции рыцарства в целом. Рыцарь, не идущий спасать Иерусалим от неверных, не может воплотить в себе все добродетели, которые ему предписывает доблесть и честь. Он будет совершать добрые дела, однако в конечном итоге потратит свои годы в бессмысленных воинах с соседями. Соответственно, крестоносец – это главный смысл жизни рыцаря, образ к которому он должен стремиться. Крест на груди являлся и обязанностью и высшим благом. Погиб в бою за веру или сумел выжить, пытаясь спасти веру христову от неверных - не важно. Любое это действие ведёт к почёту и уважению на земле и вечной жизни на небе.   

Особенности королевской власти 

Карл Великий (VIII-IX века). Знакомое всем изображение, которое было на игральных картах.

Приступим к королевской власти. Короли в Англии и Франции, согласно Марку Блоку, уже сами по себе являются личностью священной, а в некоторых случаях даже чудотворной. Король, с одной стороны, к крестовому походу не имеет отношения, а следовательно, может в него и не ходить, как это было в 1 крестовом походе. С другой стороны, король, хоть и стоял выше всех князей и даже епископов, не мог отказаться от рыцарских добродетелей. Король без рыцарской доблести и соответствующего поведения есть наказание для народа. Рыцарями были практически все короли, однако рыцарским поведением отличался не каждый. Король обязан участвовать в крестовом походе, ибо он такой же защитник христианства, хоть и имеющий весьма большую власть по сравнению с рыцарями. Следует сказать, что те доблести, которые так долго эволюционировали в образ рыцаря, изначально были закреплены церковью непосредственно к королям, и лишь спустя долгие века стали называться рыцарскими добродетелями. Монарх не должен покидать своих подданных, однако важно понять, что власть короля от Бога, а папа римский наместник Бога на Земле. Объявленный крестовый поход для короля являлся сигналом к наведению порядка в свое стране и к принятию креста. Король, как личность священная и являющаяся выразителем божественной воли на Земле, обязан спасать собратьев по вере, раз они находятся в бедственном положении.

К сожалению, для католической церкви короли не всегда спешили исполнять Божественную волю. Упрекать за то не следует их. Анжуйская „империя”, Франция и Священная-Римская империя хоть и были довольно крупными политическими единицами, объединёнными общей христианской культурой и латинским языком, не имели полного единения. Король был вершителем божественной воли. Он мог: судить всякого кто является его подданным; посвятить в рыцари или наоборот разжаловать; имел право присутствовать на мессе в алтаре подобно священникам, хотя роль его и была не слишком регламентированной; если король угоден Богу, то последний одаривает его различными способностями, как например исцеление от золотухи, проказы и прочих болезней.

Можно смело утверждать, что короли и представители клира часто вступали в различного рода конфликты. Церковь часто координировала политику государей на территории подвластной последним. Не смотря на то, что король и является рыцарем, а точнее имеет рыцарскую честь, он в первую очередь защитник своих подданных. Распространение христианства это, несомненно, важно, но король не мог смириться с тем, что его подданные страдают дома, или же ведут междоусобицу, или обороняются от врага, пока их монарх воюет за тысячи километров от них. Как мы помним, Ричард Львиное Сердце полностью отдал себя борьбе за Иерусалим, однако плохие вести заставили его вернуться и бороться за пошатнувшийся трон. Нарушая клятву, связанную с принятием креста, не нарушил клятву Англии.         

Пример короля-крестоносца

Памятник Фридриху Барбароссе на горе Кифхойзер (Германия)

Теперь перейдём непосредственно, к примеру, Фридриха I Гогенштауфена. Чем нам интересен Барбаросса. Во первых – это император Священной-Римской империи. Во вторых – Фридрих один из немногих сумевших создать, хотя бы видимость, централизованного государственного образования, под своей тяжелой рукой. В третьих – это первый представитель Священно-Римской империи уже ходивший в крестовый поход, а соответственно в третьем в предстоящем походе он опирался уже на свой опыт, полученный в молодости.

В целом можно сказать, что династия Гогенштауфенов уникальна сама по себе, если смотреть на неё через призму крестоносной мысли. Придя к власти, Конрад III (основатель династии) заложил идею крестоносного движения, хотя и весьма неудачно. Более успешно это сумел сделать Фридрих, племянник Конрада. Фридрих шёл к синтезу образа императора и крестоносца, еще не имея, как королевского титула, так и венца императора. Несомненно, что 2 крестовый поход завершился полной неудачей, однако Барбаросса, как мы видим и по его итальянским походам, весьма успешно учиться на своих ошибках. Когда будущий император пошёл в крестовый поход, ему было 25. Идеальный возраст для рыцаря-крестоносца. Как рыцарь в этом крестовом походе он сформировался окончательно, участвуя в богоугодном деле, не смотря на поражение данного предприятия. Став императором, перед Гогенштауфеном встала иная задача –  объединение христианского мира под властью духовного лидера в лице Римского епископа и лидера светского, то есть императора. Канонизация Карла Великого, 17-летняя борьба с папой Александром III, восстановление и усовершенствование римского права, создание университетов и многое другое. Все задачи Фридрих реализовать не сумел, однако, император теперь стал для Европы и для восточного мира в том числе, не просто титулом, но отражением реальной власти и твёрдой руки. В первую очередь Фридрих сумел добиться закрепления за титулом император Священной-Римской империи покровителя католического мира. Император снова имеет превосходство над королями, ибо он более других связан с римской курией. Как это ни странно, но подтверждение этому мы находим в том, что Филипп II Август не стал воевать против Фридриха, когда Генрих Лев устроил в Германии междоусобную войну, хотя мог выйти победителем.

Фридрих, не смотря на то, что был участником многих войн, был всё же правителем миролюбивым. Если была возможность заключить мир, более-менее выгодный в интересах империи, то он его заключал.  Думается, что это не просто случай. Барбаросса готовился всю свою жизнь к реваншу против мусульманского мира. Он старался поддерживать тёплые отношения с Англией и Францией, несмотря на многочисленные провокации обоих государств. Барбаросса был ярым сторонником всеобщего мира. Когда наступило перемирие в Европе, Фридрих начал готовиться к походу, но уже за освобождение Иерусалима от Саладина.

Фридрих, стал первым в истории императором, принявшим крест. Не смотря на то, что он был уже в престарелом возрасте, а его рыжая борода полностью была седой, он отправился в этот поход, хотя мог отправить туда своих талантливых сыновей Генриха VI, будущего императора и Фридриха. Но кто как не главный защитник западного христианства может защитить своих единоверцев.

Фридрих не просто ушёл в крестовый поход. Уходя, он оставил богатое наследство, но не только в виде империи. Он оставил цель для династии Гогенштауфенов. Император должен, во чтобы то ни стало, отвоевать Святой Град. И мы видим, что эта  цель не была пустым звуком. Сын Генрих VI собирался в крестовый поход, однако смерть забрала его, не дав совершить задуманного. Внук же Фридрих II добился того о чём мечтал великий дед, однако не средством тяжёлой руки, но с помощью лёгкого пера.

Заключение

Таким образом, мы видим, как зарождалась идея крестового похода. Папа Урбан лишь объявил о походе, но почва, благодаря которой крестоносцы шли в Палестину была подготовлена веками ранее. Была церковь, которая приспосабливаясь к новым реалиям, начала создавать сакральный образ короля. Параллельно шёл процесс становления конного войска, главного на поле боя и имеющего влияние на короля и его действия. К X веку церковь находилась в большой опасности. Короли стали терять контроль над ситуацией. Конное войско грабило монастыри, церкви, приносило беды вдовам и сиротам. В данной ситуации церковь могла использовать лишь одно оружие – идеологию. Церковь постепенно стала передавать доблести, присущие монархам, герцогам, графам, баронам, и, в конечном итоге, конникам. Так появились рыцари. Теперь рыцарь - защитник христианства. Идея крестового похода постепенно росла в рыцарях. Сформировался образ рыцаря-крестоносца. Короли теперь были связаны с рыцарями: вооружением, клятвами, поведением и многим другим. Как ранее от королей передавались доблести и добродетели, так и теперь, от рыцарей королям передалось рвение к защите христиан от неверных. Фридрих Барбаросса демонстрирует нам этот процесс. Во II крестовый поход он пошёл как рыцарь-крестоносец. Когда он стал императором, то долг рыцаря-крестоносца никуда не исчез, но напротив. Фридрих является финальной стадией эволюции, которая была зарождена в нем, когда он был рыцарем и созрела, когда император Священной-Римской империи отправился в Святую Землю, чтобы показать тем самым объединение рыцаря, короля, императора и крестоносца в одном человеке, в самом себе.      

Автор не входит в состав редакции iXBT.com (подробнее »)
Об авторе
Люблю видеоигры и историю.

2 комментария

j
интересно было бы почитать то, чего не найти в википедиях
:hint:
550415746@vkontakte
Писал по научной литературе. Если хотите углубить знания, то Вам в иностранную литературу.

Добавить комментарий

Сейчас на главной

Новости

Публикации

Первый гревел Shulz: изучаем прототип велосипеда The Lightning

Бренд Shulz наконец-то дал возможность всесторонне рассмотреть, что из себя будет представлять первый гревел компании. Выпущенный видеоролик-анонс состоит из двух частей. В первой ведущий канала...

С какой скоростью надо ездить по лужам

В дождливую погоду дороги становятся особенно коварными, а лужи на асфальте — не просто лужи, а настоящие испытания для водителя и его автомобиля. Каждая такая встреча скрывает риски: от...

Почему на современных стиральных машиных нельзя отключить отжим, и как это исправить вручную

Если на моделях стиральных машин 7-10 летней давности управление оборотами отжима (вплоть до 0) было базовой возможностью, то у современной техники подобная функция встречается всё реже. Но для...

Как можно узнать, сколько герц в экране Айфона и на что они влияют

В мире смартфонов происходит настоящая революция, связанная с частотой обновления экранов. Долгое время стандартом считались 60 Гц, но теперь производители, включая Apple, переходят на более...

Как одеваться в жаркую погоду, чтобы было комфортно

Лето — пора яркого солнца и прогулок на свежем воздухе. Но высокая температура может стать настоящим вызовом, если тщательно не продумать образ. Поговорим о том, как правильно одеваться...

Обзор MobaPad M6S: максимально удобная альтернатива Joy-Conn для Nintendo Switch

Над альтернативой для штатных Joy-Conn игровой консоли Nintendo Switch работали сразу несколько производителей, причем относительного успеха добился каждый из них, но по возможностям лучше, чем...