Дзёхацу: как тысячи японцев бесследно «испаряются» каждый год и почему их никто не ищет
Как часто вы задумывались о возможности начать абсолютно новую жизнь? Решились бы оставить позади всё, что у вас есть, и стать совершенно другим человеком? Многие японцы не только думают о таком, но и на самом деле исчезают из своей привычной устоявшейся жизни. Таких людей в Японии называют дзёхацу ("испарившиеся").
Культурный феномен
Явление "испарения" людей напрямую связано с жизненным укладом японцев: здесь лучше промолчать, чем причинить боль своими словами; неудача в семье или на работе расценивается как клеймо, а испытывать стыд и вовсе считается чем-то вроде табу. Еще хуже — если кто-то будет стыдиться тебя самого.
Суровая система социального рейтинга в этой стране порой делает обычную жизнь людей очень сложной и тяжелой. В итоге некоторые из них предпочитают не жить свою жизнь дальше по накатанной, а "испариться". Точное число таких бесследных исчезновений не известно никому, и на то есть несколько причин:
- В случае исчезновения человека даже его ближайшие родственники скорее всего будут молчать, ибо признаться, что в твоей семье есть дзёхацу, стыдно. Куда легче говорить окружающим, что человек просто переехал в другой город.
- Если родственники всё же обратятся в полицию, те не начнут поиски, пока не будет веских оснований подозревать человека в причастности к чему-то нехорошему. Иными словами, просто взять и исчезнуть — это вполне законно;
- Некоторые дзёхацу всё же самостоятельно возвращаются к своей прошлой жизни спустя недели или месяцы (хотя и редко).
Получается, что в стране, где конформизм является настоящей ценностью, к которой приучают с самого детства, несоответствующие социальным нормам личности скорее сдадутся и всё бросят, чем опозорятся. Если не быть успешным во всём, то как минимум иметь хорошую высокооплачиваемую работу и прекрасную семью — вот что значит соответствовать социальным нормам.
Между тем "потерять лицо" в Японии можно практически в любом возрасте: провалить вступительный экзамен в университет, обанкротиться, потерять работу, пожалеть о браке и так далее. Чтобы избежать стыда, людям остается только "испариться".
Термин дзёхацу стали применять ещё в 1960-х годах по отношению к людям, которые хотели развестись, но стыдились сделать это официально, и предпочитали просто исчезнуть. Дзёхацу, как явление, о котором мы говорим сейчас, приобрело наибольшее распространение после финансовых кризисов 1989 и 2008 годов. Здесь причинами были банкротство компаний, закрытие предприятий и потеря работы.
Как им удается исчезнуть
Паспорт в Японии имеет лишь 24% населения, и то, он необходим им для путешествий или деловых поездок в другие страны. И как правило, японцы "испаряются" внутри своей страны. Несмотря на такой строгий конформизм, личные границы, частная жизнь и конфиденциальность так же являются общепринятыми ценностями. Отслеживание транзакций по банковским картам незаконно, поэтому найти человека становится действительно сложно.
Сбежать от своей жизни японец может разными способами. Например, выйдя утром на работу, просто не прийти на неё и не вернуться домой. Некоторые пользуются услугами специальных фирм, которые прозвали «Yonige-Ya», что можно перевести как «ночной побег». По мере распространения дзёхацу Yonige-Ya стала целой индустрией. С помощью таких фирм можно не только избежать своей судьбы и начать новую жизнь, но и забыть про общение с коллекторами, мафией и другими недоброжелателями.
Стоимость услуг подобных фирм начинается от 450$, и у них нет "потолка": всё зависит от количества человек, багажа, наличия/отсутствия необходимости в новых документах и других обстоятельств. Подчас цена может достигать нескольких тысяч долларов, но в интернете есть множество гайдов, как можно "испариться" без помощи Yonige-Ya.
Раствориться в Японии проще, чем кажется. Отдельные территориальные администрации не связаны между собой, и если "выписаться" из одного округа, переехать и зарегистрироваться на другом конце страны, узнать об этом человеку со стороны будет просто невозможно. Как правило, японцы выбирают крупные, многолюдные города, такие как Токио или Осака — исчезнуть здесь максимально просто. В случае использования услуг Yonige-Ya, дзёхацу может с комфортом начать новую жизнь, так как представители этих компаний сотрудничают с арендодателями и предоставляют автомобили и номера телефонов, зарегистрированные на сотрудников.
Простого работягу-дзёхацу никогда не станут искать официально, по озвученным выше причинам. В тех редких случаях, когда родственники действительно хотят найти человека, они обращаются к частным детективам или в некоммерческую организацию MPS, которым иногда удаётся помочь людям найти дзёхацу или хотя бы выйти с ним на связь.
Насколько их много
Какой-то официальной статистики по дзёхацу не ведётся, даже открытой единой базы данных о пропавших без вести в Японии не существует, так что все имеющиеся цифры носят оценочный характер. Исходя из количества обращений, MPS оценивает количество случаев дзёхацу в ~ 100 тыс. человек год. Одна из крупных фирм Yonige-Ya, работающая в Токио, в 2017 году говорила о 100 - 150 клиентах ежегодно.
Куда они отправляются
Японские журналисты не могут погружаться в тему дзёхацу, так как это считается аморальным. К счастью, этот культурный феномен интересует журналистов и из других стран. В 2008 году французская журналистка Лена Може узнала о феномене дзёхацу и в течение нескольких лет со своим коллегой Стефаном Ремелем собирала информацию, чтобы в 2016 году выпустить книгу "The Vanished". Впоследствии в одном из интервью она так вкратце охарактеризовала это явление:
«Это своего рода табу. Это не то, что можно обсуждать с людьми. Но люди "исчезают", потому что за [внешне приличным] японским обществом скрывается ещё одно общество. Когда люди решают исчезнуть, они знают, что они найдут способ это пережить»
В своей книге журналистка пишет, что большинство исчезнувших "всплывает" в городе Санья (San'ya). Этот город не указан на картах, да и технически это вовсе не город, а скорее неофициальное, устаревшее название крупного района в Токио. Когда-то он считался крайне неблагополучным местом, убежищем для бедняков. Сейчас это район с дешевыми отелями и кафе, который даже пользуется некоторой популярностью у туристов.
27 комментариев
Добавить комментарий
Во вторых есть процедура банкроства. И да если человек скрывается от полиции то это дело дохлое. По камерам вычислят в течении нескольких часов.
Путина на них нет..
Хочу дзехаццу!!.. или хотя бы статью в Конституции, например Ст. 51 «О праве на дзëхацу..»
В Японии есть Мой номер, это аналог ИНН, есть пенсионные удостоверения, есть зайрюкадо паспорт по сути. Потеряться для государства невозможно.
А в Японии есть не просто частные дедективы, а целые ассоциации детективов, которые черта лысого найдут при желании. Еще раз в Японии нет, такого понятия как табу на огласку каких бы то ни было социальных проблем.
Если вы читали «статьтю» то увидели бы что автор книги и популязатор типа «массового» явления является французкий
журналаст. И так собственно про все, что связанно с Японией.
Вообщем автор повторил фейк придуманный французами. Как и множество других фейков придуманых гайдзинами, которые японцы в силу своего менталитета не считают нужным опровергать, ибо право быть идиотом у каждого человека есть.
Для всей уралмашевской мафии. Отсиделся в Узбекистане и вернулся в Екатеринбург, когда все они уже переселились на Северное кладбище. Правда, через 10 лет он и сам туда перебрался. Спился.
За то, что те им фактически спасли жизнь — пока они сидели, их соратники и главари сгинули…
Добавить комментарий