Что означают кошки, или кошка как символ искусства

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

1 марта, в День кошек, вполне уместно проследить, как менялось отношение к кошкам в художественном смысле, и я предложу вашему вниманию несколько кошек-символов.


Автор: Аннибале Карраччи

Искусство знает множество кошек, начиная с древнейших времен, и если задаться целью перечислить всех кошек в живописи, то она никогда не реализуется. Еще со времен Египта ритуальные скульптуры, изображения «преследовали» человека. В этой культуре, кстати, кошка была вполне себе священной.

Что скрывать: кошек любят все. Если вы взглянете на мою аватарку, то поймете, что заявляю я это абсолютно искренне. Если говорить о писателях и художниках, то среди них тоже немало кошатников, и я даже когда-то делал тематическую подборку:

С легкой руки Гофмана кошки стали «непосредственными участникам» литературного процесса: вспомним «Житейские воззрения кота Мурра…» Настолько кошки хороши, что многие сегодня даже полагают, что некоторым шедеврам их объективно не хватает:

И… я согласен полностью! В реальности же кошки встречаются у Босха, Ван Эйка, того же Леонардо, Гогена и многих других, но всегда ли кошки были так хороши?

Кошка в европейской живописи

Как и любой символ, кошка прошла долгий путь от похвалы до критики, ассоциируясь попеременно то с добром, то со злом. В особой оппозиции кошки оказались, как обычно, в христианской европейской живописи: так, например, их «предательские» повадки сделали на некоторое время кошку символом Иуды, что видно на «Тайной Вечере» Гирландайо:

Кошка будет сидеть именно у его ног. Кстати, не пугайтесь, если вам встретится версия этой фрески без кошки: их было несколько вариантов.


Но на некоторых картинах вы встретите и хороших кошек, причем их значения будут ровно противоположными: кошка выступит как помощник, кошка будет символом непорочности Девы Марии в сценах Благовещения. Например, известно такое полотно Бароччи «Мадонна с кошкой»:

И, если у Гирландайо, кошка — символ предательства, зла и Дьявола, то здесь — это символ Христа, ведь кошка — ловец мышей, как Иисус — ловец душ человеческих. Вероятно, идею того, что кошка — это охотник за чем-либо, христианское искусство заимствовало, как и многое, из античности: в Греции кошка считалась символом Артемиды.

Охотничье начало будет продолжено и в поздних натюрмортах:

Автор: Шарден

Добро и зло

В течение всего периода присутствия кошка могла олицетворять и то, и другое, а чтобы понять это зачастую приходится смотреть на жанр или сюжет. Например, выступая одно время оппозицией к собаке, символу верности, кошка нередко становилась символом обмана, неверности, похоти и сладострастия. Подобный смысл можно увидеть в «Распутной семье» Яна Стена:

Здесь художник флиртует со служанкой буквально за спиной своей жены. Впрочем, опять же, и тут требуется оговорка: кошки присутствуют на семейных портретах того времени нередко, но могут выступать и как «хранители очага», символы домашнего уюта.

Лучшие качества кошки, такие, как независимость, свободолюбие тоже не игнорировались: кошки могли изображаться рядом с рыцарями, воинами, а также получили место на дворянских гербах. Гибкость и грация — сделали кошек символами изящества и утонченности на женских портретах, а кошачья способность видеть — объектом аллегорий.


Автор: Эберхард Кейль

Такой смысл некоторые ученые видят на полотне Кейля: здесь кошка — это символ острого и внимательного взгляда, который необходим для скрупулезной работы кружевницы.

В общем, однозначного ответа, что же такое «кошка», — конечно, нет. Разгадывать символ придется, опираясь на год, эпоху, культуру, сюжет произведения или личные пристрастия художника. Впрочем, и здесь может быть все неоднозначно: например, известно, что Пикассо любил кошек, а в его полотнах, как полагают некоторые ученые, они выступают в зловещей роли, олицетворяя надвигающийся фашизм.