400 000 лет назад: история охоты на ланей в Израиле, рассказанная камнем

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

В глубинах истории, где археологические находки переплетаются с тайнами человеческого сознания, скрываются удивительные факты о том, как наши предки воспринимали окружающий мир. Наш взгляд обращен к эпохе нижнего палеолита, к удивительному периоду, когда люди только начинали осваивать технологии, познавать окружающую среду и формировать свои собственные представления о мире.


Исследования археологических памятников на Ближнем Востоке, в частности, в пещере Кесем и на стоянке Джальджулия, позволили исследователям сделать захватывающее открытие. Оказалось, что скребки типа «Ла-Кина» — инновационные инструменты, которые использовались преимущественно для разделки туш, появились в связи с изменениями в охотничьих практиках.

Скребки типа «Ла-Кина» часто изготавливались из неместного кремня, привезенного из гор Самарии, расположенных к востоку от мест раскопок. Самария — это историческая область, которая всегда была богата дикими оленями, являвшимися ключевым источником пищи для людей нижнего палеолита. Исчезновение гигантских животных, таких как мамонты и слоны, привело к тому, что олени стали для палеолитических охотников незаменимой добычей. Скребки же стали ключевыми инструментами для обработки оленьих туш, закрепив свою роль в повседневной жизни и, вероятно, в ритуальных практиках.

Древняя охота, иллюстрация
Автор: Designer

Таким образом, определенные каменные орудия и конкретные виды добычи стали неотъемлемой частью практических, космологических и онтологических представлений человека. Их происхождение уходит корнями вглубь палеолита, а горы Самарии, служившие источником как оленей, так и кремня, стали центральным элементом этой связи.

Археологические и этнографические данные свидетельствуют о тесной связи между палеолитическим человеком, животными, камнями и окружающей средой. Охотники не просто брали то, что им нужно, но уважительно относились к природе.

Скребок Quina из пещеры Кесем. Анализ остатков и износа показал, что скребок был обмотан органическим материалом и использовался для соскабливания сухой шкуры (после Zupancich 2020)
Автор: Litov, V., Barkai, R. The Stone, the Deer, and the Mountain: Lower Paleolithic Scrapers and Early Human Perceptions of the Cosmos. Arch 20, 106-146 (2024). https://doi.org/10.1007/s11759-024-09493-w CC-BY 4.0 Источник: link.springer.com

В конце нижнего палеолита (около 500 000 — 200 000 лет назад) на Ближнем Востоке сосуществовали две основные культуры: ашельская культура (более древняя) и ашельско-ябрудская культура (более поздняя).


Примеры скребков, сформированных квиноподобной ретушью, из позднеашельского Джальджулии: дежетообразный скребок (a); поперечный скребок (b); одиночные скребки (c, d); фрагмент сходящегося скребка (e)
Автор: Litov, V., Barkai, R. The Stone, the Deer, and the Mountain: Lower Paleolithic Scrapers and Early Human Perceptions of the Cosmos. Arch 20, 106-146 (2024). https://doi.org/10.1007/s11759-024-09493-w CC-BY 4.0 Источник: link.springer.com

Ашельская культура, известная своими грубыми ручными рубилами и оббивными орудиями, была очень устойчивой. Но даже в рамках этой культуры, на стоянке Джальджулия, исследователи обнаружили ранние образцы скребков типа «Ла-Кина», что указывает на накопление опыта и переход к новым технологиям.

Скребки из пещеры Кесем (a, b) и деми-китайские (c)
Автор: Litov, V., Barkai, R. The Stone, the Deer, and the Mountain: Lower Paleolithic Scrapers and Early Human Perceptions of the Cosmos. Arch 20, 106-146 (2024). https://doi.org/10.1007/s11759-024-09493-w CC-BY 4.0 Источник: link.springer.com

Ашельско-ябрудская культура характеризовалась новыми элементами, включая активное использование огня, хранение костного мозга и появление новых литических технологий. В частности, скребки типа «Ла-Кина» стали основным инструментом этой культуры, распространяясь по всей территории Ближнего Востока.

Скребки типа «Ла-Кина», как показывает исследование, отличались прочностью и многофункциональностью. Их использовали для разделки шкуры, мяса и кости, а также для изготовления других инструментов. Особо важно отметить, что скребки этого типа часто изготавливались из кремня, привезенного из гор Самарии, где проходили охотничьи походы людей. Это наводит на мысль, что горные ландшафты имели для ранних людей особое значение, превышающее практическую целесообразность.

Горы Самарии были связанны с оленьей охотой, с кремнем, с самим образом жизни и, вероятно, с духовными представлениями людей. Важно отметить, что в более поздние периоды, в эпоху железного века, эта территория сохранила свое сакральное значение. Гора Гери́зим, расположенная в этой области, является священной горой для самаритян, которые считают ее самым священным местом на Земле.

Расположение пещеры Джалджулия и пещеры Кесем относительно потенциальных первичных кремневых источников (по Agam и Zupancich 2020), Вади Кана (отмечено синей линией) и гор Геризим и Эбал (отмечены синим кругом)
Автор: Litov, V., Barkai, R. The Stone, the Deer, and the Mountain: Lower Paleolithic Scrapers and Early Human Perceptions of the Cosmos. Arch 20, 106-146 (2024). https://doi.org/10.1007/s11759-024-09493-w CC-BY 4.0 Источник: link.springer.com

Все это свидетельствует о том, что связь между ландшафтом, оружием и животными имеет древние корни и не просто практическое, но и глубокое духовное значение.

Чтобы подтвердить универсальность этого явления, необходимо обратиться к другим культурным эпохам и географическим областям.


Европейский средний палеолит: скребки типа «Ла-Кина» также были широко распространены в Европе в эпоху среднего палеолита. Их изготовление и использование были тесно связаны с охотой на северного оленя, который мигрировал по горным ландшафтам.

Арктика: в современных арктических культурах (например, у инуитов), северный олень также играет ключевую роль. Это источник пищи, материала для орудий, одежды и ритуальных предметов. Горы, где происходит миграция оленей, считаются священными местами и часто ассоциируются с духовными представлениями о мире.

Ранние люди воспринимали мир не как набор отдельных элементов, а как сложную систему взаимосвязанных существ. Охота, изготовление орудий и окружающая среда были неотъемлемой частью их жизни и их духовных представлений. Это позволяет нам по-новому посмотреть на археологические находки и увидеть в них не просто остатки материальной культуры, а отражение души и сознания человека.