Как я слушал звук Dolby Atmos в Star Wars Battlefront и услышал там третье измерение

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
Я вообще не фанат компьютерных игр, и, тем не менее, по долгу службы (чуть не написал из-за тяжкой судьбы журналиста) часто бываю на мероприятиях, на которых демонстрируют те или иные возможности цифровых развлекалок. Собственно, в этот раз мне довелось оценить возможности Dolby Atmos в игре Star Wars Battlefront.


Вообще, звуковые технологии в играх обычно в загоне. Нет, конечно некоторые разработчики стараются внедрить какие-нибудь интересные навороты, однако, как показывает практика, такие улучшения обычно не очень сильно влияют на желание игру приобрести. Поэтому большинство уделить внимание иным аспектам игры. 

В случае же со Star Wars Battlefront все понятно. Высокотехнологичный аддон к высокотехнологичной же игре — это отличный выбор для того, чтобы сделать эдакий спецпроект, показать возможности Dolby Atmos вживую. Удалось. 

Впрочем, обо всем по порядку. Для начала, что такое Dolby Atmos. Вообще это технология 2012 года, поэтому если все знаете, то описание можно и пропустить. 



Большинство систем объемного звука (и неважно что это, 5.1, 7.1, или, скажем, 9.1), которые сейчас применяются, страдают от того, что расположены в плоскости. Конечно, за счет работы с психоакустикой саунд-продюсеры могут заставить вас поверить в то, что звук расположен где-то сверху или снизу, но стоит переместится в пространстве, и достоверность распознавания падает.

К тому же, звук в таких системах составляется изначально на студии, и зависит от компоновки системы. То есть, нужно делать и дорожку 5.1 и 7.1 и даже 9.1. В играх это несложно, а вот в фильмах, например, уже сложнее. Зачастую при создании российской озвучки делали только самый простой вариант (5.1), а на остальные просто забивали. Конечно, впоследствии появились всякие системы вроде Dolby Pro Logic, которые апмиксили звук до 7.1 из 5.1 (или даже из стерео), но все равно это было «не то». 

В Dolby Atmos сделали две важные вещи. Во-первых, добавили третье измерение — прикрепили на потолок 2 или 4 колонки.


Для тех, кто не хочет тащить провода к потолку сделали вариант с отраженным звуком, специальными сателлитами, направленными от обычных фронтов и тылов к потолку.



А во-вторых, добавили к звуку метаданные его положения. То есть, фактически теперь получается вот так.

 
С одной стороны, решение напрашивающееся, ну сколько можно этот изначально смиксованный звук с собой таскать. С другой стороны, я представляю, как звукоинженеры хватались за сердце, когда читали эту спецификацию — для них все становилось сложно и непонятненько (не говоря уж о том, что звукачи — народ консервативный).  В общем, все стало очень и очень сложно.

Для иллюстрации отлично подойдет задник AV-ресивера ONKYO TX-NR3030.
 Нам просто демонстрировали возможности в офисе интегратора Onkyo, так что уж извините что я только о нем говорю, о другом мне не рассказали. Сам салон, в котором мы находились, называется CustomAV (подробности по ссылке).

Как бы то ни было, формат реально приглянулся, несмотря на трудности с 2012 года выпустили более 370 фильмов с таким вот звуком. При этом, на Blu Ray уже 60 фильмов (правда все без русского языка, хихи).  В общем, если сравнивать с хиленьким стартом 3D и с невнятным 4K (с последним с контентом вообще беда), то все неплохо. 

Ну а Star Wars: Battlefront стал первой игрой, которая эту технологию поддерживает. Кстати, для игр Dolby Atmos как раз гораздо удобнее, чем для фильмов — тебе не нужно рассчитывать звуковую картину, за тебя это сделает ресивер, которому подается звук + метаданные. Ну, это, конечно, в теории, на практике я подозреваю все внедрялось с дикими матами разработчиков, как всегда бывает при работе с неопробованной технологией. 

Напоследок самая короткая, но самая важная часть из статьи. Собственно, нативные тесты. Странно это описывать буковками, но я попробую. Мы послушали Star Wars: Battlefront как на мега-дорогом многомиллионном звуковом инсталле (на базе ONKYO TX-NR3030), так и на «домашнем» коробочном комплекте Onkyo HT-S5805, который стоит от 50к до конца апреля (то есть, около 700 долларов — раньше бы его цена была 60к). 


Результат интересный. Непосредственно впечатление от Dolby Atmos отличное — звуковая детализация на высоте, слышны нюансы выстрелов, примерно понятно откуда они. Мне это сильно помогало — дело в том, что при игре в Star Wars Battlefront, при игре на обычных колонках (2.0) и на картах с большим количеством зелени я постоянно не мог определить, стреляют в меня сзади, или спереди. В наушниках таких проблем, конечно, не было. Звук от взлетающих на ракетных ранцах повстанцев тоже доносился откуда нужно — сверху. Стоило отключить Dolby Atmos и врубить обычный 5.1/7.1, как звуковая картина «схлопывалась», оставаясь, правда, при этом достаточно детализованной. Но того «богатого» звучания, конечно, уже не было. Это было заметно как на мегадорогом, так и на «бюджетном» комплекте. 

 В общем, на мой взгляд, экспириенс был отличный. Особенно в дорогом варианте. Как я уже говорил, у ребят можно все внимательно послушать.
Правда, у меня нет даже системы 5.1, я предпочитаю наушники. Но если у вас вдруг Dolby Atmos система, попробуйте активировать соответствующую опцию в Star Wars Battlefront.