Даже мерзавцам нужно стричь газон: обзор фильма «Зона интересов»

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Перед нами очередной проект студии «А24», который планирует пошуметь на предстоящем «Оскаре». И к фильмам такого рода относиться стоит с большой настороженностью, ведь фестивальное кино таковым именуется не просто так. Европейским режиссерам, как и самой студии так и хочется снять многозначительный артхаус, который будет обласкан критиками со всех сторон, однако для зрителей такой проект представляет весьма малую ценность.


Своими европейскими силами

Производство возглавил британский режиссёр Джонатан Глейзер, также являющийся и главным сценаристом картины. Кинокарьера Глейзера когда-то имела потенциал, а сам он даже успел поработать со Скарлетт Йоханссон и Николь Кидман. Однако его работы редко выбирались за пределы европейских фестивалей и, откровенно говоря, имели слабый интерес среди зрителей.

У фильма имеется два ключевых персонажа. Первого исполнила Сандра Хюллер, которая у критиков сейчас на особом счету, благодаря её роли в проекте «Анатомия падения» —обладателя Пальмовой ветви на прошлогодних Каннах. Экранный дуэт ей составил уже менее талантливый, но имеющий опыт работы с историческими и военными фильмами актёр Кристиан Фридель.

Крики вдали

Польша, концентрационный лагерь Освенцим. В большом и уютном доме неподалёку, вместе со своей семьёй проживает комендант лагеря — Рудольф Хёсс. Его дети ходят в школу, слуги принимают гостей, а жена следит за порядком в саду. Настоящее райское гнёздышко, которое Хёсс получил за свои многочисленные карьерные успехи.

Комендант неустанно работает, как дома, так и в стенах самого концлагеря, следя за работой крематория. И, кажется, его семью всё совершенно устраивает. Они полюбили это место, даже несмотря на душный воздух, неприятные запахи и истошные крики, доносящиеся где-то вдали.

Высказывание, которого не слышно

Может сложиться ощущение, что сюжет картины не богат на события, и ощущение это будет оправдано. Тут представлена неторопливая и беззаботная повседневная жизнь семейства Хёсс. С точки зрения идеи — это интересно, но лишь для отдельно взятого акта или скорее даже для короткометражного кино. Всё же чтение газеты или прослушивание радио — далеко не те поступки, которых ждёшь от персонажей, которых представляют как антигероев.


Согласитесь, не слишком увлекательно было бы наблюдать за тем, как Ганнибал Лектер купается в бассейне, или как Мориарти подстригает свою лужайку.

Общая задумка авторов ясна — это контрасты. Но эта мысль должна иметь хоть какое-то развитие, некий итог. Но, к сожалению, никакой глубины она под собой не имеет. Складывается ощущение, что создатели не могут чётко сформулировать свою идею, позицию, совершить высказывание, необходимое для авторских кинолент. Вместо этого зрителям предлагают такие избитые приёмы как символизм, подтекст и образность. В дополнение к отсутствию сценария, конечно же.

Слишком артхаусный артхаус

События картины не только стартуют лишь на 9-й минуте, но также не стесняются и прерываться прямо посреди рассказа. Подробно показанную повседневность ещё можно принять, а вот утомительные вставки с чёрным, красным или белом фоном — это как раз то, что выбивает из повествования и совсем не помогает динамике, которую выручает разве что пёс семьи Хёсс, вечно прыгая из кадра в кадр.

Немалое количество артхаусных проектов делают большую ставку на финальный акт, или хотя бы на последние 15 минут. Тут же незадолго до развязки (если этому можно дать такое определение) на зрителей обрушивается трагичная музыкальная лавина, которая будто бы знаменует грандиозную кульминацию. Но это оказывается лишь предсмертной конвульсией создателей, подаривших нам понятный по задумке, но очень блеклый финал.

Нарезка кадров едет на «Оскар»

У фильма достаточно приятный аудиовизуальный ряд. Операторская работа и вовсе заслуживает отдельной похвалы, но благодаря всем остальным аспектам фильма она превращается лишь в нарезку красивых кадров, причём нарезанных весьма качественно. Режиссёр проекта слишком увлекается авторскими элементами, что, конечно же, не позволяет считать фильм ужасным, но делает его попросту пустым.

Пустой сценарий, пустые персонажи и точно такой же пустой финал. И всё это совершенно несвойственно для множества других картин, которые будут бороться за призы на предстоящем «Оскаре». Фильм «Зона интересов» попал туда лишь благодаря затронутым историческим событиям и нагромождению артхаусных приёмов, что совсем не поможет ему остаться в памяти как зрителей, так и критиков.


Читайте также:

Высокий рейтинг — ещё не повод идти в кино. Рецензия на фильм «Анатомия падения»

Леденящий душу гость этого «Оскара»: обзор фильма «Общество снега»