Зло глубже, чем кажется: персонажи с тремя типами злого мировоззрения
Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com
Если автор пообещал вам публикацию на iXBT.com (а не в блогах iXBT.com), то сообщите об этом, пожалуйста, на почту abuse@corp.ixbt.com
Ещё со времён DnD повелось разграничивать персонажей согласно их мировоззрения, дабы было проще понять логику их поступков. Однако, в нынешние время всё настолько перемешалось, что порой становится трудно понять, что за персонаж перед нами. В первую очередь смуту в понимание всего этого вносит ныне ставшая популярной неоднозначность персонажей. И это на самом деле большая проблема. Авторы часто сами не понимают, что у них за персонаж и начинают лепить из него, фиг знает что и сбоку бантик. Или же делают персонажей с двойным дном и нет, я не про то, о чём ряд читателей мог подумать. Под двойным дном я имею ввиду персонажа, который весь такой ни такой как все с каким-то мрачным секретом, который чуть ли не прямо в лицо нам тычут с первых минут знакомства. Да, это не двусмысленный намёк на Саске из аниме Наруто и на всех ему подобных персонажей.
Зачастую в любом произведении одним из проявлений зла выступает местный около-уголовный элемент, доставляющий окружающим проблемы. С этим трудно не согласиться — ведь это самый базовый приём, через который до зрителя доносят основную мысль. Он плохой, потому что вредит другим людям. Другие люди хорошие, потому что они никому не вредят и не создают проблем. Только сие работает лишь на самой поверхности, а стоит занырнуть поглубже вы увидите такие дали что, как говорится, а может не надо?!
Яркий пример данного явления фильм Эквилибриум 2002 года. Все нежелательные элементы убираются из социума, но жизнь почему-то лучше не становится и даже один из самых преданных идее решает пойти супротив линии партии. С чем это связано? Почему, несмотря на все явные преимущества и блага цивилизации находятся те, кто их целенаправленно отвергают как это было показано в аниме 2008 года Gurren Lagann ближе к середине? Ответ, как ни странно, банален. Что добро для одного — то зло для другого.
В этом и заключается нетипичность зла. Можно с самыми благими намереньями нести свою мысль и лишь потом понять, что пока её несли, причинили много боли тем, кому её несли. И для этих людей вы не добро, а самое натуральное зло. Однако, как я сказал выше, зло бывает трёх типов и сейчас мы их разберём на примере персонажей, которые появлялись в кино и играх.
Законопослушное зло
Законопослушное зло — это классический злодей со своим кодексом чести или своими правилами и законами. Их слово твёрже гороха, а авторитет неоспорим. Главной и на мой взгляд отличительной чертой таких персонажей служит субординация как в рабочей среде, так и вне её. Про таких ещё говорят, что они бьют лишь два раза и то второй уже по крышке гроба.
Персонажи эти во всех отношениях колоритные и запоминающиеся, но встречающиеся довольно редко. Но от того, что они встречаются редко это и делает их весьма запоминающимися и крайне опасными. С ними финт ушами на манер: «Ой, я пошутил» не прокатит. Яркими представителями данного вида зла являются Дарт Вейдер и Ягами Лайт. Несмотря на всю разность данных персонажей есть то, что их объединяет, а именно порядок. Что бы ни случилось, всё должно быть ровно так как было сказано. Разница лишь в том, что там, где Вейдер при помощи силы душил своих оппонентов, Ягами отправлял недругов на тот свет используя тетрадь смерти от чего нехорошие люди падали с сердечными приступами.
Кто-то может не согласиться со мной, дескать Вейдер калека и вообще им Палыч манипулировал, а Лайт сам свой путь выбрал! Каким бы сладким не был самообман — это всё равно обман. Вейдер аки гунган развесил свои ухи, а Палыч грамотно на них навешал всего чего хотел. В этом есть и небольшой трагикомизм. Лайт без своей тетрадки, окромя выдающегося интеллекта, ничем толком не выделяется. Он не может использовать силу и светошашки у него нет, но это не помешало ему, как и Вейдеру отправить на тот свет десятки, если не сотни людей в погоне за своими убеждениями в извращённое понимание закона.
Хаотичное зло
Тут прям было цельное соревнование кто зайдёт в эту категорию. Джокер из одноимённого фильма 2019 года и Нидлз Кейн «Сладкоежка» из сериала 2023 года Скрежет металла. Я не просто так взял именно этих двух персонажей. Несмотря на то, что оба они хаотики, они всё же отличаются.
Сладкоежка самое что ни на есть олицетворение хаоса. Больше жестокости и больше веселья — вот что его характеризует. Ну если не считать жестокие расправы путём незамысловатых пируэтов с отрезанием частей от оппонентов. Джокер же, не имея как таковой физической силы, обходится подручными средствами и, как ни странно, если можно так выразиться извращённой харизмой. Он не просто представитель пролетариата, имеющий проблемы со здоровьем. Он тот, кто вышел и заявил о себе в разряде «тварь ли я дрожащая или право имею»? Он ситуативен и пусть не всегда удачно, но подстраивается под окружающую его действительность и на все шишки что летят ему от неё, мстит.
Хотя справедливости ради стоит сказать, что Сладкоежка тоже пробовал себя в стэндапе, правда ему ещё есть чему поучится. Даже насилие они причиняют по-разному. Несмотря на своё ментальное состояние, причинение физического насилия Джокером используется в разы реже, нежели этим пользуется его клоун побратим. Но оба они сходятся на том, что используют то, что есть, дабы напомнить миру о себе.
Нейтральное зло
Тут расположились Игнасио «Начо» Варга из сериала «Лучше звоните Солу» и Силко из мультсериала Аркейн. На мой взгляд этот тип зла является самым интересным из всех. Этакое вынужденное зло. Данный архетип в первую очередь выделяется тем, что его обладатели вовсе не демоны и отнюдь не желают пропустить вас взад-назад через мясорубку. Нет, они, конечно, это сделают если их будут вынуждать обстоятельства, но поверьте, никакого удовольствия это им не принесёт. На мой взгляд данный подтип злого мировоззрения самый жизнеспособный.
Творить лютое зло просто потому что хочется или можешь задача не только утомительная, но и весьма опасная. Рано или поздно на таких трудолюбивых злодеев выйдут сотрудники сил добра и причинят его так, что всю оставшуюся жизнь придётся тока бабочек сачком пугать. Нейтральное зло даёт место для лавирования. Можно как запугать врага, так и сказать что-то в духе: Если ты думаешь, что я злой, то ты не представляешь, что с тобой сделают те ребята. Так что… Может договоримся? Такой типаж подходит как не совсем добрым персонажам, которые не хотят выглядеть слабыми так и серьёзным личностям лишь один взгляд которых может заставить внепланово открыть завод по откладке десятка кирпичей в минуту.
Начо отлично подходит под первое определение. Он не любит причинять боль и там, где можно договориться он договорится. Но не стоит путать. То, что он не любит делать больно вовсе не значит, что он этого делать не умеет. Этакий сосед, который никого не пугает своими габаритами, но никто не решается с ним ссориться, ибо понимают, что может выйти боком. Силко же олицетворяет собой другую сторону медали. Если Начо это — не лезь, а то зашибу, то Силко это — один прокол, два кузена отправились купаться. Максимально показательная жёсткость. Вы не ошиблись. Именно жёсткость, а не жестокость.
Много ума чтобы бить своих подчинённых не надо, а вот сделать так что бы тебя при минимуме действий боялись чужие и уважали свои, при этом некоторые из них так же боялись — это весьма непростое дело и добиться такого просто горлопаня или развешивая тумаки не выйдет. А теперь сравним всё вышесказанное со злодеями, ну например последних лет пяти. Что мы видим? Кайло Рен? Нет, спасибо — это даже к хаотичным не подходит. К истеричным да, но не к хаотичным. Танос? Ну да… Баклажан решил действовать по принципу жнецов из Mass Effect. Этакий закос под антигероя. Мандарин из Шан-Чи? Это я даже комментировать не буду. За последние годы злодеи превратились в непойми что. Чего только стоят злодеи из фильма Подземелье драконов честь среди воров…
Итог
Нынче стало очень мало интересных персонажей. Все либо на башку отбитые, либо чисто Forspoken, что в принципе не далеко ушло от предыдущего. Интересные персонажи составляют половину интересного сюжета и потому держим кулаки за то, что в скором времени нас ждёт новый глоток свежего воздуха. Будем надеяться, что забастовка сценаристов благоприятно повлияет и на игровую индустрию тоже.