«За нас с вами»: много истории, но очень мало кино

Пост опубликован в блогах iXBT.com, его автор не имеет отношения к редакции iXBT.com

Будем откровенны. В современных реалиях российские стриминговые сервисы существуют исключительно за счёт отечественных продуктов. Но зачастую, качество этих продуктов позволяет онлайн-кинотеатрам не жить, а скорее выживать. Давайте же узнаем, помог ли свежий цифровой релиз «За нас с вами» рынку российского кино и оправдывает ли он стоимость вашей подписки.


Старикам тут место

Режиссёром картины стал заслуженный и опытнейший кинодеятель Андрей Смирнов, которого просто обожают критики и почти не замечают обычные зрители. Пожалуй, в этот раз происходит то же самое. Ведь, кажется, что такое смелое высказывание режиссёра, мало что имеет общего с массовым кино. Но об этом чуть позже.

Что действительно интригует перед просмотром, это по-настоящему алмазный актёрский состав. Снигирь, Смоляков, Розанова, Устюгов и Ярмольник — это лишь самые заметные его представители. И забегая вперёд, скажу, что алмазы эти сияют как никогда прежде. Все эти фамилии начинают растворяться в своих персонажах, что достойно влияет на погружение.

Хроника жутких времён

На дворе начало 50-х. Семейство Питкевичей — представители московской интеллигенции, которая ютятся в обычной коммунальной квартире на Большой Пироговке. Главная героиня Ариадна с мужем, их сын и её родители, все они вынуждены ежедневно ловить косые взгляды своих соседей, с достоинством принимать все тяготы и бороться за своё светлое будущее.

Все семейные проблемы, да и беды за её пределами проходят через Ариадну. Неспокойные времена, недовольный супруг и отец, имеющий свои нестандартные взгляды на мир, не дают ей спокойно прожить и пяти минут. Возможно, ей хочется простого женского и семейного счастья, на которое она уже и не надеется.

Действительность, как она есть

Не только актёрская игра помогают переместится во времени на 70 лет назад. На восприятие влияет и материал, с которым актёрам пришлось поработать. Перед нами не эпичный блокбастер, а камерная драма, 90% повествования в которой — это диалоги. Антураж, декорации, костюмы и актуальные для тех времен разговоры — всё это делает почти каждую сцену отдельным фильмом, хоть и все они слабо связываются в цельный сюжет.


Но на первый план вынесена именно смысловая начинка. Острые социальные комментарии, оставленные автором, заставляют не только задуматься об ошибках и трагедиях прошлого, но и о проблемах нашего настоящего. Для всех тех, кто любит фильмы, в которых есть этот неприкрытый мрачняк, который нависает над каждым русским человеком, проект «За нас с вами» станет настоящей находкой.

На Ваню Иванова это не сработает

Но лично я, фанатом подобного кино не являюсь. Хронометраж проекта: 150 минут. И на протяжении всего этого времени нас будет преследовать гнетущее чувство отчаяния, безнадёжности и депрессии. Даже в умеренно позитивных сценах чувствуется, что на героев давят их собственные мысли и их собственные страхи, чем проникаешься. Но всё-таки вкрапления лёгких комедийных реприз сильно бы помогли, как зрителю, так и персонажам.

Однако, проникнуться хмурым настроением этой картины в полной мере не удаётся, ведь основной сюжет просто пустой. Конечно, главная героиня приходит из точки A в точку B, но наблюдать за этим путешествием не особо интересно, да и сама точка B, выглядит слабым достижением для персонажа. Предположим, что сюжет гораздо глобальнее, нежели личные проблемы героини. Но все кусочки этой мозаики, которую нужно собрать зрителям, всё также безынтересны и предсказуемы.

И все эти кусочки слабо складываются во вменяемую художественную картину. Получается, перед нами представитель жанра арт-хаус, который вас либо зацепит, либо вообще и очень сильно нет. И скорее всего произойдёт именно второе. Грубо говоря, сюжет остаётся лишь набором одинаковых сцен, в которых люди грустят, потом кричат, потом бахают по стаканчику, а в конце кого-нибудь забирают дяди в погонах.

Что вас ждёт?

Думаю, что этот фильм идеально подойдёт для тех, кто, во-первых, любит крутить остросоциальные российские шестерёнки, думая, как оно было, почему сейчас так, и как было бы лучше. А во-вторых, для тех, кто имеет в запасе лишние 150 минут, или по крайней мере 70, ведь только в этот момент сюжет наконец-то сдвигается с мёртвой точки. Ну, а всех остальных ждёт максимум реалистичная видеопрогулка по Москве пятидесятых, но никак не художественное кино.

Отвечая на последний оставшийся вопрос, скажу, что для большинства, абстрактные «Вампиры средней полосы» в вашей подписке выглядят гораздо более выгодными.